Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №1

Название статьи ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Авторы Гильяно А.С.
Серия Психологические науки
Страницы 76 - 91
Аннотация Цель. Цель данной работы заключается в исследовании межличностных отношений в семьях, воспитывающих ребёнка с ДЦП, для разработки рекомендаций по их психологическому сопровождению. Процедура и методы исследования. В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования по данной проблеме. Для получения результатов применены методы сбора информации, обобщения и интерпретации результатов. Проанализированы методики изучения межличностных и родительско-детских отношений, измерения семейных установок и удовлетворённости браком. Результаты проведённого исследования. В ходе работы были выявлены следующие особенности межличностных отношений: доверительность общения в семьях между супругами, удовлетворённость браком, отношение к семейной роли, родительско-детские отношения, типы патологизирующего воспитания в семьях с детьми с ДЦП. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты работы вносят вклад в исследование межличностных отношений в семьях, воспитывающих ребёнка с детским церебральным параличом (ДЦП). Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей супружеских и родительско-детских отношений и разработке методических рекомендаций по сопровождению семей, воспитывающих ребёнка с ДЦП. Статья адресована психологам, родителям, педагогам и специалистам социальных служб, работающих с семьями, воспитывающими ребёнка с ДЦП.
Ключевые слова семья, воспитывающая ребёнка с ДЦП, межличностные отношения1
Индекс УДК 159.9
DOI 10.18384/2310-7235-2020-1-76-91
Список цитируемой литературы 1. Авдеева Н. Н. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. C. 19-28. DOI: 10.17759/ pse.2019240202
2. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. M., 1987. 120 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1983. 369 с.
4. Гильяно А. С. Проблемы психосоциальной помощи родителям, воспитывающим ребенка c детским церебральным параличом // Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся: сборник научных трудов / под ред. Г. В. Новикова, И. Б. Умняшова. Москва, 2017. С. 87-94.
5. Грудинина О. А., Шульга Т. И. Взаимосвязи семейного благополучия и уровня жизненной удовлетворенности матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 2. С. 38-50. DOI: 10.18384/2310-7235-2017-2-38-50
6. Карабанова О. А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2/20. С. 15-26.
7. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М., 2003. 144 с.
8. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб., 2008. 624 с.
9. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2008. 224 с.
10. Никитина Ю. В., Хохлова А. Ю. Особенности детско-родительского взаимодействия в семьях воспитывающих детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Т. 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2015/n2/Nikitina_Hohlova.shtml (дата обращения: 26.02.2020).
11. Певнева А. Н. Динамика качества жизни матери ребенка с церебральным параличом // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 58-73. DOI: 10.17759/cpse.2019080404
12. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. М., 2017. 672 с.
13. Усанова О. Н. Социально-психологические аспекты стратегии помощи детям с нарушениями развития на современном этапе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 1. С. 66-76. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-1-66-76.
14. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008. 672 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 17

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.