Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №1

Название статьи ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Авторы Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф., Хитрюк В.В.
Серия Психологические науки
Страницы 122 - 133
Аннотация Цель. Цель работы - изучить отношение родителей, воспитывающих детей с РАС, к инклюзии и дать характеристику их установок, влияющих на выбор образовательного маршрута для своих детей. Процедура и методы исследования. Исследование проводилось на территории Российской Федерации и Республики Беларуси. Совокупная выборка опрошенных родителей, воспитывающих детей с РАС, - 170 человек. Исследование проводилось с привлечением опросных методов изучения установок, описательной статистики и дискриминантного анализа. Результаты проведённого исследования. Выявлены предпочтительные стратегии образования детей с РАС с позиции их родителей, отмечены их страхи и опасения. Исследование подтверждает гипотезу, что на формирование негативных установок на образовательную инклюзию детей влияют не столько возраст и уровень образования родителя, сколько наличие ассоциированной стигмы, а также опыта интолерантного отношения к ним и их детям со стороны окружающих. Наличие ассоциированной стигмы, а также стресса у родителей, связанного с воспитанием особого ребёнка, может стать весомым барьером на пути построения оптимальной траектории развития ребёнка, в том числе и его образования. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие представлений о влиянии социальной стигматизации на социальные установки личности. Данные помогают понять траектории работы по вопросу развития инклюзивной культуры в обществе.1
Ключевые слова расстройства аутистического спектра, ассоциированная стигма, отношение (аттитюды), образовательная инклюзия, родители детей с РАС
Индекс УДК 376.112.4:316.643
DOI 10.18384/2310-7235-2020-1-122-133
Список цитируемой литературы 1. Айсина Р. М., Максименко Ж. А. Перспективы применения виртуальных компьютерных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра на ступени полного общего образования // Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 11-13 декабря 2012 г. М., 2015. С. 3-5.
2. Караневская О. В. Начальный этап подготовки к школьному обучению детей, имеющих расстройства аутистического спектра, в общеобразовательной школе // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 8. М., 2014. С. 225-234.
3. Костин И. А. От чего зависит успешность обучения аутичного ученика в массовой школе // Инклюзивное образование как современная модель образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийского симпозиума с международным участием, 22-23 апреля 2010 г. Чита, 2010. С. 28-32.
4. Нестерова А. А. Семья ребенка с аутизмом: ассоциированная стигма и ее последствия // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 03-06 октября 2018 г. Екатеринбург, 2018. С. 603-608.
5. Нестерова А. А., Айсина Р. М., Суслова Т. Ф. Руководство для родителей ребенка с расстройством аутистического спектра: вопросы самопомощи и социального развития ребенка. М., 2016. 203 с.
6. Нестерова А. А., Ковалевская Н. А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 3. С. 38-46.
7. Нестерова А. А., Хитрюк В. В. Стигматизация и предрассудки в отношении родителей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 50-61. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-50-61.
8. Пособие по способам реализации потенциала особого ребенка и интеграции его в обществе / И. В. Колотилова, Г. И. Ефремова, Л. В. Федякина, А. А. Нестерова. М., 2010. 124 c.
9. Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: монография / Г. И. Ефремова, М. А. Ковалева, А. А. Нестерова, А. А. Серегина, М. В. Некрасова, К. А. Янцен. М., 2010. 248 c.
10. Стигма и дискриминация людей с инвалидностью и способы их преодоления (на примере реализации проекта «Искусство за инклюзию людей с инвалидностью»): методические рекомендации / В. В. Хитрюк, А. В. Ивашкина, Н. А. Губарь, И. В. Логвин. Минск, 2016. 24 c.
11. Суслова Т. Ф. Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра в сознании родителей // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. № 10-2 (76). С. 85-89.
12. Шаргородская Л. В. Выбор оптимального образовательного маршрута для детей с РАС в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивная среда. Построение индивидуального образовательного маршрута. Проблемы и пути их решения: материалы межрегиональной научно-практической конференции. М., 2016. С. 95-100.
13. Dahle K. B. Services to include young children with autism in the general classroom // Early Childhood Education Journal. 2003. Vol. 31. P. 65-70.
14. Excluded from school: Autistic students’ experiences of school exclusion and subsequent re-integration into school / J. Brede, A. Remington, L. Kenny, R. Warren, E. Pellicano // Autism & Developmental Language Impairments. 2017. Vol. 2. P. 1-20. DOI: 10.1177/2396941517737511.
15. Humphrey N. Including pupils with autistic spectrum disorders in mainstream schools // Support for Learning. 2008. Vol. 23. P. 41-47. DOI: 10.1111/j.1467-9604.2007.00367.
16. Orsmond G. I., Krauss M. W., Seltzer M. M. Peer relationships and social and recreational activities among adolescents and adults with autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2004. Vol. 34. P. 245-266.
17. Struening E. L., Cohen J. Factorial invariance and other psychometric characteristics of five opinions about mental illness factors // Educational and psychological measurement. 1963. Vol. 23 (2). P. 289-298.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 27

Лицензия Creative Commons