Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2020 №2

Название статьи АКТУАЛИЗАЦИЯ СФЕР ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Авторы Бусурина Е.В., Горбенко В.Д.
Серия Педагогика
Страницы 66 - 76
Аннотация Цель. Целью работы является определение функционирования и методической разработанности сфер общения в профессионально ориентированном обучении русскому языку как иностранному. Процедура и методы исследования. Методами наблюдения и анализа определено функционирование учебно-научной, учебно-профессиональной и профессиональной сфер общения, проведён анализ методического обеспечения обучения. Результаты проведённого исследования. По итогам исследования сделан вывод о недостатке средств обучения в области профессиональной деятельности и об отсутствии таких средств для учащихся инженерного профиля. В качестве варианта решения проблемы предлагается концепция учебного пособия для иностранных студентов инженерного профиля, направленного на формирование коммуникативных навыков в аутентичных профессиональных ситуациях. Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования вносят теоретический вклад в описание сфер общения в методике преподавания РКИ. Практически результаты могут быть использованы для создания профессионально ориентированных пособий по РКИ.
Ключевые слова русский язык как иностранный, сфера общения, профессионально ориентированное обучение, иностранные студенты, профессиональная деятельность
Индекс УДК 372.881.161.1
DOI 10.18384/2310-7219-2020-2-66-76
Список цитируемой литературы 1. Авдеева И. Б. Инженерный дискурс в рамках коммуникативно-когнитивной парадигмы // Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2 (21). С. 142-150.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М., 2019. 496 с.
3. Аникина М. Н. Учебно-научная и профессиональная сферы общения: поиск сбалансированного подхода в обучении РКИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы III Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Санкт-Петербург, 10-13 октября 2012 г. Т. 2. СПб., 2012. С. 264-267.
4. Вавилова Е. Н., Курикова Н. В. Русский как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие. Томск, 2009. 125 с.
5. Вишнякова Т. А. Основы методики преподавания русского языка студентам-нефилологам. М., 1982. 125 с.
6. Звездина А. О., Минина Д. А., Московкин Л. В. Сферы русскоязычного общения иностранных студентов-нефилологов, обучающихся в вузах России // Мир русского слова. 2017. № 4. С. 100-105.
7. Звездина А. О., Попов А. И. Технология составления учебного словаря по русскому языку как иностранному для студентов-нефилологов с учетом взаимосвязи сфер общения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 151-154.
8. Карапетян Н. Г., Черненко Н. М. Дискуссия как метод интерактивного обучения студентов-иностранцев профессиональному общению на русском языке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 1. С. 18-24.
9. Клобукова Л. П. Обучение языку специальности. М., 1987. 81 с.
10. Клобукова Л. П. Профессионально ориентированное обучение русскому языку инофонов: от текста к текстотеке и гипертексту // Педагогическое образование и наука. 2011. № 11. С. 10-12.
11. Клобукова Л. П., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Готовимся к профессиональной деятельности: русский язык для экономистов: учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. М., 2012. 160 с.
12. Клобукова Л. П., Нестерская Л. А., Норейко Л. Н. Специфика представления учебно-научной и профессиональной сфер общения в учебном пособии «Готовимся к профессиональной деятельности» // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: материалы III Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Санкт-Петербург, 10-13 октября 2012 г. Т. 2. СПб., 2012. С. 233-238.
13. Кутузова Г. И. Междисциплинарные связи в обучении иностранных студентов. СПб., 2008. 376 с.
14. Орлова Е. В. Инновационные подходы при обучении русскому языку в современном вузе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2017. Т. 14. № 2. С. 299-309.
15. Силантьева М. В. Состояние проблемы преподавания русского языка как иностранного учащимся научно-технического профиля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (75): в 2 ч. Ч. 2. С. 202-204.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 15

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.