Вестник МГОУ. Серия: Философские науки / 2020 №2

Название статьи «ПАРАДИГМА РУБИНШТЕЙНА» И «ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ» - ЛИЧНОСТНЫЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ ПЕДАГОГИКИ И ВОСПИТАНИЯ. ЧАСТЬ I
Авторы Колесниченко Ю.В.
Серия Философские науки
Страницы 75 - 81
Аннотация Целью статьи является стремление сопоставить парадигмальную сущность философско-психологического и педагогического творчества С. Л. Рубинштейна с современным концептом «общества знаний». Процедура и методы исследования. При решении поставленной задачи используются следующие методы: исторический, сравнительного анализа, идеографический, номотетический; процедуры герменевтической интерпретации и философско-психологического портретирования. Результаты проведённого исследования. Проведённый анализ показал, что философско-психологическая парадигма Рубинштейна, применительно к педагогической области, есть парадигма этического субъекта (принцип единства сознания и ответственной деятельности / Деяния), понятого как воспитание активной личности (личностный принцип). Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования являются попыткой переосмысления «парадигмы Рубиншейна» на новом этапе развития отечественной науки о человеке, реактуализации данного концепта в области современной педагогики.
Ключевые слова парадигма Рубинштейна, «Общество знаний», личностный принцип, этический субъект, принцип единства сознания и деятельности, педагогика и воспитание
Индекс УДК 1(091), 159.9.01, 171
DOI 10.18384/2310-7227-2020-2-75-81
Список цитируемой литературы 1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Абульханова К. А., Славская А. Н. Предисловие // Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2017. С. 6-33.
3. Абульханова К. Основная книга С. Л. Рубинштейна // Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2020. С. 5-10.
4. Бахтин М. М. В Большом времени // Наследие. Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию со дня рождения Михаила Михайловича Бахтина. СПб.: Алетейя, 1995. С. 7-9.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 2004. 790 с.
6. Гусейнов А. А. Образование, обучение, воспитание // Гусейнов А. А. Философия - мысль и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью. СПб.: СПбГУ, 2012. С. 489-501.
7. Исаев Е. И. Вклад С. Л. Рубинштейна в психологическую подготовку педагогов // Вопросы психологии. 1999. №5. С. 122-129.
8. Колесниченко Ю. В. Личность в русской философии 1920-1930-х годов: биография идеи. М.: Энциклопедист - Максимум, 2018. 416 с.
9. Лукина Н. П., Самохина Н. Н. От информационного общества к обществам знания: теория и практика перехода // Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7. С. 9-27.
10. Романенко И. Б. Культурно-цивилизационные антагонизмы и повседневность образования // Праздник и повседневность: эвристический потенциал детства: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 68-73.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 14

Лицензия Creative Commons