Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №2
Название статьи | ОПРОСНИК «ВОЗРАСТНО-СТАТУСНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ПОДРОСТКА»: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПСИХОМЕТРИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ |
Авторы | Гаврилова Т.А., Швец Ф.А. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 87 - 100 |
Аннотация | Цель. Целью работы является представление опросника «Возрастно-статусное самосознание подростка» в аспекте его психометрической апробации. Процедура и методы исследования. Основное содержание исследования составляет психометрическое обоснование авторского опросника «Возрастно-статусное самосознание подростка». Авторами на двух выборках проведён факторный анализ результатов ответов на пункты опросника при помощи метода главных компонент, проанализированы внутренняя согласованность опросника по Кронбаху, а также ретестовая надёжность и парциальная конструктная валидность. Результаты проведённого исследования. На основании исследования выявлена четырёхфакторная структура опросника: «чувство взрослости», «нежелание взрослеть», «чувство переменчиво-промежуточного статуса», «удовлетворённость возрастом». Показано наличие высокой внутренней согласованности у шкал «нежелание взрослеть» и «удовлетворённость своим возрастом», умеренной у шкалы «чувство взрослости» и слабой у шкалы «чувство переменчиво-промежуточного статуса». Обнаружены также высокая ретестовая надёжность всех шкал и наличие конструктной валидности у шкал «чувство взрослости», «нежелание взрослеть» и «удовлетворённость своим возрастом». Теоретическая и практическая значимость. Авторами предложен инструмент для оценки психологических аспектов отношения подростков к взрослости в арсенале методик исследования в области психологии развития, социальной психологии и психологии личности. |
Ключевые слова | взросление, подростковое самосознание, чувство взрослости, возрастно-статусное самосознание, опросники |
Индекс УДК | 159.9 |
DOI | 10.18384/2310-7235-2020-2-87-100 |
Список цитируемой литературы | 1. 1. Абраменкова В. В. Факторы влияния на становление детской картины мира современного школьника в процессе взросления // Российские подростки и юношество в социальной реальности XXI века / под ред. О. В. Лишина. М., 2008. С. 54-110. 2. 2. Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 31-38. DOI: 10.17759/jmfp.2016050204 3. 3. Будасси С. А. Самооценка личности // Практические занятия по психологии / под ред. А. В. Петровского. М., 1972. С. 30-37. 4. 4. Веселкова Н. В. Взросление молодёжи в условиях переходного общества // Социальная работа на Урале: исторический опыт и современность: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Екатеринбург, 2002. С. 51-64. 5. 5. Веселкова Н. В., Ершова Н. В., Прямикова Е. В. Растянутое взросление // Отечественные записки. 2014. № 5 (62). С. 37-48. 6. 6. Гаврилова Т. А., Швец Ф. А. Самооценка взрослости у школьников 1980-х и 2010-х гг. // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 13-21. 7. 7. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 39-52. 8. 8. Поливанова К. Н. Практики развития: взросление в современном мире [Электронный ресурс] // Новое детство: материалы научно-экспертного семинара. URL: https://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml (дата обращения: 05.03.2020). 9. 9. Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185-205. 10. 10. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007. 56 с. 11. 11. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: сборник научных статей / ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. М., 2011. С. 14-22. 12. 12. Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М., 2013. 767 с. 13. 13. Терещенко В. В., Чуб И. М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известие Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. Вып. 3 (31). С. 230-239. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239 14. 14. Arnett J. J. Adolescence and emerging adulthood: A cultural approach. 4th ed. Boston, 2010. 458 p. 15. 15. Benson J. E., Bougakova A. Kin Networks and Mobility in the Transition to Adulthood // Advances in Child Development and Behavior. 2018. Vol. 54. P. 259-282. 16. 16. Benson J. E., Elder G. H., jr. Young adult identities and their pathways: A developmental and life course model. Developmental Psychology. 2011. Vol. 47 (6). P. 1646-1657. 17. 17. Benson J. E., Furstenberg F. Entry into adulthood: are adult role transitions meaningful markers of adult identity? // Advances in life course research. 2006. Vol. 11. P. 199-224. 18. 18. Nelson L. J., Barry C. M. Distinguishing Features of Emerging Adulthood: The Role of Self-Classification as an Adult // Journal of Adolescent Research. 2005. Vol. 20 (2). P. 242-262. 19. 19. Twenge J. M., Park H. The Decline in Adult Activities Among U. S. Adolescents, 1976-2016 // Child Development. 2017. Vol. 90 (2). P. 638-654. 20. 20. Zazzo B. Analysedifferentielle des valeurs du moi chez l’enfant et chez l’adolescent // XIII международный психологический конгресс. М., 1966. C. 182-196. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 29 |

