Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №2

Название статьи ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Авторы Кольчик Е.Ю.
Серия Психологические науки
Страницы 125 - 135
Аннотация Цель. Цель данной работы заключается в изучении особенностей оценочного компонента Я-концепции у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (далее - СДВГ). Процедура и методы исследования. В статье приведены анализ взглядов исследователей на особенности формирования и становления оценочного компонента Я-концепции личности, а также анализ взглядов на природу СДВГ как поведенческого расстройства и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей самооценки и самоотношения у детей с СДВГ. При проведении исследования применены методы наблюдения, сравнения, интерпретации результатов и статистического анализа. Результаты проведённого исследования. В ходе эмпирического исследования была выявлена специфика оценочного компонента Я-концепции детей с СДВГ, которая выражается в неадекватной заниженной самооценке у детей с СДВГ и низком уровне рефлексивности. Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки у детей с СДВГ, а также в профессиональной деятельности практического психолога при работе с детьми с СДВГ.
Ключевые слова Я-концепция, самооценка, синдром дефицита внимания и гиперактивности, самоотношение, личностные особенности
Индекс УДК 159.923.2
DOI 10.18384/2310-7235-2020-2-125-135
Список цитируемой литературы 1. 1. Арендачук И. В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. № 4. С. 434-438.
2. 2. Баркли Р. А. Дети с вызывающим поведением. М., 2011. 272 с.
3. 3. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000. С. 133-219.
4. 4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд. М., Воронеж, 2001. 352 с.
5. 5. Блохина Т. С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «Образ Я» // Акмеология. 2017. № 3. С. 23-28.
6. 6. Вольф Э., Мэш Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб., 2003. 384 с.
7. 7. Гасанова П. Г., Мугадова С. Г. Я-концепция как фактор профессиональной успешности личности // Известия Дагестанского педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 4. С. 6-10.
8. 8. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 1. М., 2005. С. 78-98.
9. 9. Глушкова В. П. Внешние и внутренние детерминанты процесса социализации подростков с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивностью: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2010. 28 с.
10. 10. Джеймс У. Личность // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000. С. 7-29.
11. 11. Кон И. С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2000. С. 97-122.
12. 12. Маменко М. Е. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: современные взгляды на этиологию, патогенез, подходы к коррекции // Клинические лекции. 2015. № 5 (65). С. 7-13.
13. 13. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. СПб., 2007. 181 с.
14. 14. Науменко Н. А. К вопросу об особенностях самооценки детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // The Unity of science: international scientific periodical journal. 2015. № 3. С. 115-121.
15. 15. Рушина М. А., Орлова А. В. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 2. С. 35-40.
16. 16. Суворинова Н. Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей и подростков: возможности современной терапии // Педиатрия. Concilium Medicum. 2018. № 3. С. 99-106.
17. 17. Эриксон Э. Детство и общество / пер., науч. ред. А. А. Алексеева. СПб., 1996. 592 с.
18. 18. Winston Ch., Jiang Sh.-F., Paksarian D. Trends in the Prevalence and Incidence of Attention-Deficit / Hyperactivity Disorder Among Adults and Children of Different Racial and Ethnic Groups [Электронный ресурс] // Psychiatry. 2019. № 2 (11). URL: https://jamanetwork.com/journals/jamanetworkopen/fullarticle/2753787 (дата обращения: 25.02.2020).
19. 19. Castagna P. J., Calamia M., Roye S. The effects of childhood inattention and anxiety on executive functioning: inhibition, updating and shifting // ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders, 2019. № 11. P. 423-432.
20. 20. Stickley A., Koposov R., Kamio Y., Takahashi H. Attention deficit/hyperactivity disorder and future expectations in Russian adolescents // ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders, 2019. № 11. P. 279-287.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 22

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.