Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2020 №3

Название статьи АКТУАЛЬНЫЙ ГРАММАТИКОН ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ
Авторы Коновалова Н.И., Красноперова Е.С.
Серия Русская филология
Страницы 6 - 14
Аннотация Цель данной статьи заключается в исследовании психологической реальности словоформы в сознании языковой личности. Процедура и методы исследования. Комплексный психолингвистический и когнитивный анализ спонтанных речевых словоупотреблений; метод лонгитюдных наблюдений над детской речью; моделирование ассоциативных полей словоформ и грамматических парадигм на основе экспериментальных данных. Результаты. В ходе работы были выделены как наиболее частотные словоформы, составляющие ядро языковой системы и несущие на себе основную речевую нагрузку на дальнейших этапах речевого развития, так и «лакуны» в грамматических парадигмах, обнаруживаемые в спонтанной речевой деятельности. Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования важны для разработки активного грамматического минимума (актуального грамматикона), что призвано существенно изменить формально-логические процедуры, применяемые в существующих методиках изучения грамматики.
Ключевые слова актуальная грамматика, психолингвистика, языковое сознание, детская речь
Индекс УДК 81-23
DOI 10.18384/2310-7278-2020-3-6-14
Список цитируемой литературы 1. Ваулина И. А. Фоносемантический компонент значения слова в свете экспериментальных данных // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2016. № 14. С. 33-47.
2. Герасименко Н. А. Семантика предикативного признака в предложениях с субстантивами в роли сказуемого // Русский язык в школе. 1997. № 5. С. 83-87.
3. Голев Н. Д., Шкуропацкая М. Г. Ассоциативное измерение системных отношений в лексике: некоторые результаты и перспективы // Языковая личность: аспекты изучения. Сб. научных статей памяти члена-корреспондента РАН Ю. Н. Караулова / под ред. И. В. Ружицкого и Е. В. Потёмкиной. М.: МАКС Пресс, 2017. С. 82-100.
4. Гридина Т. А. Актуальная грамматика детской речи: когнитивные модели семантизации и механизмы порождения словоформ // Языковая личность: аспекты изучения. Сборник научных статей памяти члена-корреспондента РАН Юрия Николаевича Караулова / под ред. И. В. Ружицкого и Е. В. Потёмкиной. М.: МАКС Пресс, 2017. С. 110-122.
5. Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М.: Русский язык, 1993. 330 с.
6. Караулов Ю. Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. Т. I. От стимула к реакции / Ю. Н. Караулов, Г. А. Черкасова, Н. В. Уфимцева, Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. М.: Астрель: АСТ, 2002. С. 750-782.
7. Минюрова С. А. Человек креативный и / или инновационный? // Лингвистика креатива. Коллективная моногр. Отв. ред. Т. А. Гридина. Екатеринбург, 2009. С. 59-77.
8. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.
9. Шаповалова Т. Е. К проблеме осложнения простого предложения // Семантическая структура слова и высказывания: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1993. С. 115-120.
10. Aikhenvald A. Y., Storch A. (eds.) Perception and Cognition in Language and Culture. Leideb, Boston, Brill, 2013. 279 p.
11. Chandler D. Semiotics: The Basics. London, Routledge, 2007. 273 p.
12. Classen C. The Deepest Sense: A Cultural History of Touch. Urbana, Univ. of Illinois press, 2012. 320 p.
13. Hickson M., Don W. Stacks, Nina-Jo Moore. Nonverbal Communication: Studies and Applications. Oxford University Press, 2003. 503 p.
14. Norman B. Yu. The Russian Pronoun My: its Internal Dramatics // Russian Linguistics. 2002. Т. 26. № 2. P. 217-234.
15. Rookes P., Willson J. Perception: Theory, Development and Organization. London and Philadelphia, Routledge, 2000. 141 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 10

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.