Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика / 2020 №4

Название статьи СОТРУДНИЧЕСТВО АДРЕСАНТА И АДРЕСАТА: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭКРАННОГО ТЕКСТА
Авторы Евграфова Ю.А.
Серия Лингвистика
Страницы 13 - 24
Аннотация Цель. Экранный текст - это семиотическое образование с множеством переплетённых между собой смыслов, заложенных автором, обнаруживающихся в процессе его актуализации, и смыслов, которыми его наделяет реципиент в ходе восприятия. Основной целью данного исследования выступают выявление и описание особенностей взаимодействия этих двух имплицитных полюсов (автора и реципиента). Процедура и методы. Непрерывные и многократные связи, в которые вступают единицы текста на различных уровнях, рассматриваются на примере видеотекста Instagram. Ход исследования демонстрируется на примере видеотекста «Мама против интернета» пользователя@veydi_rush. Использовались философско-общелогические методы, общенаучные эмпирические и дисциплинарные методики. Результаты. В результате предлагается условная операциональная схема узлов процесса интерпретации. Практическая значимость. Предложенная схема позволяет обнаружить скрытые смыслы текста, а также помогает ре-конструировать из их совокупности его общую идею.
Ключевые слова экранный текст, поликодовый-полимодальный текст, интерпретация, глубинный уровень, поверхностный уровень, план выражения, план содержания1
Индекс УДК 81’37
DOI 10.18384/2310-712X-2020-4-13-24
Список цитируемой литературы 1. Борщевский И. С. Описание вступительных титров в аудиодескрипции (тифлокомментировании) // Филология и лингвистика. 2019. № 1 (10). С. 37-41.
2. Гольдерова И. В., Кузьмина Л. А. Биографический портретный очерк в экранной культуре (на материале национально-вещательной компании «Саха») // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология (сетевое издание). 2019. № 4 (16). URL: http://escsvfu.ru/wp-content/uploads/2020/05/43-52.pdf (дата обращения: 25.07.2020). DOI: 10.25587/SVFU.2020.16.4.004.
3. Горошко Е. И. Новые тенденции в развитии интернет-лингвистики: общение от клавиатуры (звука) к экрану (звуку) // Верхневолжский филологический вестник. 2016. № 4. С. 148-153.
4. Евграфова Ю. А. Вербальный и образно-зрительный компонент экранных текстов (на примере кино- и телетекстов) // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика (сетевое издание). 2020. Т. 9. № 1. С. 32-38. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/30737/view (дата обращения: 25.07.2020). DOI: 10.12737/2587-9103-2019-32-38
5. Евграфова Ю. А. Знак как средство конструирования реальности и манипуляции сознанием в семиотически осложнённых экранных текстах (на примере текстов кино и телевидения) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 3. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 25.07.2020). DOI: 10.18384/2224-0209-2018-3-914
6. Евграфова Ю. А. Семиотическая «матрёшка»: кодирование в гетерогенных экранных текстах (на примере кинотекста «Король говорит!» и видеотекста «Ты один ты такой») // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т. 10. № 1. С. 75-84. DOI: 10.22363/2313-2299-2019-10-1-75-84.
7. Евграфова Ю. А. Троп как результат семиотической интерполяции вербальных и невербальных единиц в гетерогенном экранном тексте (на примере кинотекста «Фауст» А. Сокурова) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. Т. 11. № 2. С. 341-356. DOI: 10.22363/2313-2299-2020-11-2-341-356.
8. Евграфова Ю. А. Язык» экранности и экранная «речь» в статике гетерогенных текстов: дискретные единицы континуума движения // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 25.07.2020). DOI: 10.18384/2224-0209-2019-2-954.
9. Евграфова Ю. А., Новикова М. Г. Вербальный и звуковой компонент экранной «речи» // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 25.07.2020). DOI: 10.18384/2224-0209-2019-4-973.
10. Кондаков И. В. Текст экранный и «книжный»: глубина интерпретации // Наука телевидения. 2014. Т. 11. С. 191-196.
11. Корчагин С. С. Проблема изучения сущности визуального восприятия экранного текста в телесериале «Шерлок» с позиции айтрекинга // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 6A. С. 397-404.
12. Корчагин С. С. Транслатологические особенности перевода и локализации экранных текстов в телесериале «Шерлок» // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 3A. С. 77-86.
13. Костомаров В. Г. О дисплейных текстах // Русский язык за рубежом. 2019. № 1 (272). С. 61-64.
14. Лущинская О. В. Медиатекст конвергентных средств массовой коммуникации в контексте дискурса // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. 2019. № 2. С. 32-39.
15. Морозов С. А. Визуализация текста на дисплее // Культура и время перемен (электронный научный журнал). 2016. № 1 (12). URL: http://timekguki.esrae.ru/28-164 (дата обращения: 25.07.2020).
16. Никулова Г. А. Метадизайн экранного текста как инструмент авторской коммуникации // Метеор-Сити. 2017. № 1 (7). С. 11-17.
17. Ромакина М. А. Мультимедийные «простейшие»: синемаграфия в СМИ и блогах 2010-х гг. // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 2. С. 247-263. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(2).247-263.
18. Северина Е. М. Цифровой текст в пространстве современной культуры // Человек и культура (электронный журнал). 2019. № 5. URL: https://www.nbpublish.com/e_ca/contents_2019_5.html#30967 (дата обращения: 25.07.2020). DOI: 10.25136/2409-8744.2019.5.30967.
19. Стахорский С. Нарративы театральной драматургии и их экранные отражения (диегезис и экфрасис) // Вопросы театра. 2019. № 3-4. С. 412-435.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 16

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.