Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №3

Название статьи СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО КЛАССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА
Авторы Андреева А.Д., Лисичкина А.Г.
Серия Психологические науки
Страницы 96 - 107
Аннотация Цель. Целью работы является изучение социально-психологической среды школьного класса в условиях высоких требований к освоению образовательной программы. Процедура и методы. При проведении исследования использовались социометрический тест, сочинение «Моя школа» и методика диагностики эмоционального отношения к учению, методика определения самооценки и уровня притязаний. Результаты. В ходе исследования было показано, что форма организации учебной деятельности может выступать значимым регулятором межличностных отношений школьников даже при отсутствии целенаправленных воспитательных воздействий по формированию коллектива. Сформулированы выводы, что социометрическая структура современного школьного класса обусловлена содержанием учебно-воспитательного процесса и отражает приоритетные направления педагогического воздействия в конкретных образовательных условиях. Теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании получены новые данные об особенностях межличностных отношений школьников в образовательном пространстве современного цифрового общества.1
Ключевые слова социально-психологическая среда, учебная деятельность, социометрический статус, самооценка, уровень притязаний, отношение к учению, социальная ситуация развития
Индекс УДК 159.9.072
DOI 10.18384/2310-7235-2020-3-96-107
Список цитируемой литературы 1. Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Дубровина И. В. Современная образовательная среда ребёнка: семья и школа. М., 2019. 264 с.
2. Деркач А. А., Цымбаленко С. Б. Детство и Взрослый мир в структуре и системном определении Общества // Мир психологии. 2015. № 1. С. 12-28.
3. Долганов Д. Н. Взаимосвязь межличностных отношений с учебной и внеучебной деятельностью // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 6. С. 48-53.
4. Залкид А. Б. Основные вопросы педологии. М., 1930. 264 с.
5. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. Минск, 1984. 239 с.
6. Конникова Т. Е. Отношения между детьми в школьном коллективе // Социальная психология личности. Л., 1974. С. 32-43.
7. Котина Н. Н. Социальное развитие младшего подростка в совместно-распределённой учебной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2016. № 43. С. 171-176.
8. Макаренко А. С. Сочинения. Т. 1. М., 1957. 753 с.
9. Марцинковская Т. Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М., 2015. 247 с.
10. Моложавый С. С. Программа изучения поведения ребёнка или детского коллектива. М., 1924. 31 с.
11. Новикова Л. И. Детский коллектив и подросток. М., 1979. 32 с.
12. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007. 56 c.
13. Шнирман А. Л. Принципы и методы изучения личности школьника / сост. А. Г. Ковалев. Т. 232. Л., 1962. 290 с.
14. Cillessen A. H. N., Bukowski W. M. Sociometric perspectives // Handbook of Peer Interactions, Relationships, and Groups. New York, 2019. 748 p.
15. García Bacete, Francisco J. and Cillessen, Antonius H. N. An Adjusted Probability Method for the Identification of Sociometric Status in Classrooms // Front. Psychol. 2017. Vol. 8. P. 1-12. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01836
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 7

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.