Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №3

Название статьи ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Авторы Степанова Н.А., Куликова Т.И.
Серия Психологические науки
Страницы 108 - 118
Аннотация Цель. Определить личностные факторы виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью. Процедура и методы. Авторами проведён анализ научных работ и эмпирического материала по изучению виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью и их личностных особенностей. В статье представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке подростков с умственной отсталостью, обучающихся по программе учреждений VIII вида в ГОУ ТО «Тульский областной центр образования» (1, 2 отделение) г. Тулы. В исследовании приняли участие респонденты в возрасте 14-15 лет (N = 45). В качестве основного метода использовался констатирующий эксперимент. В ходе исследования контрольная группа не формировалась. Результаты. В результате корреляционно-регрессионного анализа выявлены прямая сильная теснота связи между эмоциональным и поведенческим факторами, прямая умеренная теснота связи между волевым и поведенческим факторами и обратная умеренная теснота связи между эмоциональным и волевым факторами. Теоретическая и/или практическая значимость. Определение личностных факторов виктимного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью, что является важным для организации психолого-педагогического сопровождения по формированию навыков безопасного поведения у таких подростков.
Ключевые слова личностные качества, виктимное поведение подростков, интеллектуальная недостаточность, тип поведения жертвы, личностные факторы
Индекс УДК 159.99
DOI 10.18384/2310-7235-2020-3-108-118
Список цитируемой литературы 1. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 213 с.
2. Басин М. А., Фатеева К. Н., Хаидов С. К. Формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. № 2. С. 65-73.
3. Болдырева Т. А. Стиль межличностных отношений как детерминирующий фактор социально-психологической адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости и с нормативным развитием в условиях совместного обучения в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Boldyreva.shtml (дата обращения: 18.04.2020). DOI: 10.17759 /psyclin.2019080103.
4. Быстров А. Е. Психологические факторы возникновения виктимного поведения у подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями // Специальное образование. 2014. № 3. С. 139-149.
5. Быховец Ю. В., Падун М. А. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2019/n1/Bykhovets_Padun.shtml (дата обращения: 18.04.2020). DOI: 10.17759/cpse.2019080105.
6. Данилкина М. Ю., Литвиненко И. В. К вопросу о психологическом и неврологическом статусе лиц с задержкой психического развития // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. № 4 (1). С. 133-137.
7. Инденбаум Е. Л. Характеристики коммуникативной компетентности подростков с разными формами интеллектуальной недостаточности в условиях инклюзивного и специального образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 42-49.
8. Киселева Т. Г. Интеллектуальная недостаточность как причина социальных девиаций подростков // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 28. С. 35-42.
9. Кисляков П. А., Шмелева Е. А. Методика диагностики социально-психологической безопасности подростков с нарушением интеллекта // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 11. С. 110-114.
10. Лебединская К. С. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков [Электронный ресурс] // Альманах института коррекционной педагогики. 2005. № 9. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/kliniko-psihologicheskij-analiz-narushenij-povedenija-90 (дата обращения: 18.04.2020).
11. Макаров А. С., Бобченко Т. Г. Психологические особенности виктимной личности // Студенческий электронный научный журнал. 2019. № 13(57). URL: https://sibac.info/journal/student/57/136196 (дата обращения: 08.04.2020).
12. Матанцева Т. Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 8. URL: http://e-koncept.ru/2016/56124.htm (дата обращения: 18.04.2020).
13. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Философия, социология, психология, педагогика. 2013. Вып. 2. С. 42-52.
14. Социально-психологическая безопасность подростков с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях различных типов / П. А. Кисляков [и др.] // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 8. С. 85-98.
15. Степанова Н. А. Виктимное поведение как угроза психологической безопасности подростков с интеллектуальной недостаточностью // Психолого-педагогическая коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании: материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 5-6 марта 2013 г. М., 2013. С. 64-66.
16. Степанова Н. А. Психологическая безопасность личности подростка с интеллектуальной недостаточностью // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 3. С. 179-185.
17. Худик В. А., Шигашов Д. Ю. Детерминирующие факторы виктимного поведения у детей и их клинико-психологические последствия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 5. № 1. С. 31-40.
18. Шипицына Л. М. Обучение общению умственно отсталого ребёнка. СПб., 2010. 279 с.
19. Chiu S. Causes of Victims of Campus Bullying Behaviors and Study on Solutions // Open Journal of Social Sciences. 2013. No. 1. P. 13-22. DOI: 10.4236/jss.2013.12003.
20. Evans D. Perceptions of the Victimization of Individuals with Intellectual Disabilities // Advances in Applied Sociology. 2013. No. 3. P. 114-123. DOI: 10.4236/aasoci.2013.32015.
21. Green А. Н. Child abuse // Child Psychiatry and the Law / D. N. Schetky, Е. Р. Benedek (Eds.). Brunner / Mazel, Publishers. N. Y. 1980. P. 71-88.
22. Kislyakov P., Silaeva O., Feofanov V. Psychological indices of social safety of children with disabilities [Электронный ресурс] // International Conference «Responsible Research and Innovation». National Research Tomsk Polytechnic University. 2017. URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/icRRIF2016052.pdf (дата обращения: 08.04.2020). DOI: 10.15405/epsbs.2017.07.02.52.
23. Kislyakov P. A. Risk factors related to antisocial behavior in teenagers with intellectual disabilities // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. No. 10(2). P. 215-227. DOI: 10.11621/pir.2017.0215
24. Zinchenko Yu. P. Security psychology as social systemic phenomenon // Psychology in Russia: State of the Art. 2011. No. 4. P. 307-315. DOI: 10.11621/pir.2011.0019
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 4

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.