Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2020 №3

Название статьи ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАГАДКИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ
Авторы Железнякова Е.А., Лаптева М.Л.
Серия Педагогика
Страницы 50 - 58
Аннотация Цель. Описание обучающих возможностей жанра загадки с точки зрения преподавания русского языка как неродного. Процедура и методы. В статье анализируется загадка как средство развития познавательной деятельности учащихся при овладении неродным языком, моделируются приёмы включения загадок в процесс обучения русскому языку инофонов с родным туркменским языком. Результаты. Выявлены особенности разгадывания как процесса познания, предложены методические решения, позволяющие применять загадки для развития когнитивной сферы и коммуникативной компетенции детей-инофонов. Теоретическая и/или практическая значимость. Авторам удалось обосновать целесообразность включения загадок в процесс обучения русскому языку как неродному. Результаты исследования могут быть применены на занятиях в современной поликультурной школе.
Ключевые слова поликультурная школа, русский язык как неродной, этнокогнитивный подход, познавательная деятельность, загадка
Индекс УДК 372.881.161.1
DOI 10.18384/2310-7219-2020-3-50-58
Список цитируемой литературы 1. Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному: сборник статей / отв. ред. Л. С. Крючкова. М., 2017. 230 с.
2. Барабанова Н. В. О логической структуре некоторых русских загадок. К вопросу об основной функции народных загадок и их научной классификации // Паремиологические исследования: сборник статей. М., 1984. С. 96-104.
3. Воителева Т. М., Марченко О. Н. Лингводидактические основы обучения русскому языку как неродному: монография. М., 2017. 195 с.
4. Железнякова Е. А. Обучение детей русскому языку как неродному: теоретические основы этнокогнитивного подхода: монография. СПб., 2020. 100 с.
5. Журинский А. Н. Семантическая структура загадки: Неметафорические преобразования смысла. М., 1989. 128 с.
6. Левин Ю. И. Семантическая структура загадки // Паремиологический сборник. Пословица. Загадка (Структура, смысл, текст). М., 1978. С. 283-314.
7. Лысакова И. П. Русский язык как иностранный и русский язык как неродной: учебники по методике обучения для преподавателей // Современные тенденции в изучении и преподавании русского языка и литературы. СПб., 2017. С. 351-356.
8. Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л., 1978. 180 с.
9. Николаева T. M. Загадка и пословица: социальные функции и грамматика // Исследования в области балто-славянской народной культуры. Загадка как текст. М., 1994. С. 143-168.
10. Обучение русскому языку как неродному / иностранному в специальных целях: теория и практика: коллективная монография / под общ. ред. Т. М. Балыхиной. М., 2018. 607 с.
11. Пермяков Г. Л. Паремиологический эксперимент. Материалы для паремиологического минимума. Полторы тысячи русских пословиц, поговорок, загадок, примет и других народных изречений, наиболее распространенных в живой разговорной речи. М., 1971. 47 с.
12. Рыбникова М. А. Загадка как элементарная поэтическая форма // Рыбникова М. А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения / сост. И. Е. Каплан. М., 1985. С. 180-185.
13. Харченко В. К. Метафорический строй русской загадки // Русский язык в школе. 1987. № 4. С. 25-34.
14. Цивьян Т. В. Отгадка в загадке: разгадка отгадки // Исследования в области балто-славянской народной культуры. Загадка как текст. Т. 1. М., 1994. С. 178-194.
15. Чернышев В. В. Из истории изучения русской загадки // Язык русского фольклора: межвузовский сборник. Петрозаводск, 1985. С. 23-29.
16. Чичеров В. И. Русское народное творчество. М., 1959. 522 с.
17. Юсупова З. Ф., Фазлиахметов И. С. К вопросу о специфике преподавания русского языка в полиэтнической среде // Региональная картина мира в языковой концептуализации: динамика культурных смыслов. Казань, 2016. С. 269-274.
18. Koudrjavtseva E. L., Salimova D. A., Snigireva L. A. Russian as native, non-native, one of natives and foreign languages: questions of terminology and measurement of levels of proficiency // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 14. P. 124-132. DOI: 10.5539/ass.v11n14p124
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 5

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.