Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2020 №3
Название статьи | РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ») |
Авторы | Чиркова Н.И. |
Серия | Педагогика |
Страницы | 113 - 123 |
Аннотация | Цель. Раскрытие методических особенностей развития учебной самостоятельности у младших школьников в процессе изучения начального курса математики. Процедура и методы. Проведение теоретического анализа педагогической и научно-методической литературы по развитию «умения учиться» у детей младшего школьного возраста на уроках математики, а также организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Результаты. В статье анализируются понятия «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность», проводится сравнительный анализ понятий «учебная самостоятельность» и «проектно-исследовательская деятельность», определяются существенные характеристики проектно-исследовательских заданий, приводится пример такого задания, даются методические рекомендации для учителя по организации деятельности учащихся при работе с ним. Теоретическая и/или практическая значимость. Уточнено понятие учебная самостоятельность применительно к начальной школе, расширены теоретические положения обучения младших школьников проектно-исследовательской деятельности. Включение приведённых заданий в практику начального математического образования создаёт условия для развития мотивации учения, стимулирования механизмов ориентировки учащихся, обеспечения самостоятельного целеполагания предстоящей деятельности, формирования общеучебных и специальных умений школьников. Всё это является основой учебной самостоятельности. |
Ключевые слова | самостоятельность, учебная самостоятельность, проектная деятельность, исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, младший школьный возраст, обучение математике, проектно-исследовательские задания, величина, измерение величин |
Индекс УДК | 373.3 |
DOI | 10.18384/2310-7219-2020-3-113-123 |
Список цитируемой литературы | 1. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. С. 55-59. 2. Иванова Н. В. Анализ основных проблем организации проектной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2011. № 7. С. 101-105. 3. Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 43-47. 4. Попова Д. В., Сергеева Б. В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6-11. С. 114-122. 5. Рыдзе О. А. Учебная самостоятельность младшего школьника: пути развития // Начальная школа. 2017. № 5. С. 45-51. 6. Санникова Н. Г. Формирование учебной самостоятельности младших школьников в процессе речевой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2016. 24 с. 7. Хуснетдинова М. К. Развитие самостоятельности младшего школьника на основе метода проектов: автореф. дис. … канд. пед. паук. М., 2009. 23 с. 8. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 77-90. 9. Чиркова Н. И. Роль логических высказываний в освоении знаний школьниками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2006. № 4. С. 126-132. 10. Чиркова Н. И., Зиновьева В. Н. Интегрированный подход к формированию метапредметных результатов у младших школьников // Вестник Калужского университета. 2018. № 1. С. 118-121. 11. Чиркова Н. И., Павлова О. А. Развитие самостоятельности младших школьников в работе над текстовой задачей // Начальная школа. 2016. № 4. С. 65-69. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 15 |
