Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика / 2020 №5
Название статьи | ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В АВТОРСКОЙ БЛАГОДАРНОСТИ КАК ЖАНРЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА |
Авторы | Водяницкая А.А. |
Серия | Лингвистика |
Страницы | 58 - 73 |
Аннотация | Цель работы - исследование структурно-содержательных и семантических особенностей авторской благодарности в англоязычном академическом дискурсе. Процедура и методы. Исследуется авторская благодарность с точки зрения аксиологического подхода с помощью контекстуального анализа, семантического анализа, а также цифровых методов выявления тональности и эмоциональности текста. Результаты. Жанрообразующим элементом авторской благодарности является вербализованная оценка, с помощью которой автор выражает признательность адресатам благодарности, оценивая вклад, который они внесли в исследование. Исследование авторской благодарности позволяет выявить ценностную составляющую академического взаимодействия. Теоретическая и практическая значимость. Расширяется представление об оценочной составляющей авторской благодарности; выявляется тональность и эмоциональность текстов с помощью цифровых методов. Результаты исследования могут использоваться при составлении авторской благодарности на английском языке. |
Ключевые слова | авторская благодарность, оценка, эмоции, чувства, структурно-содержательные характеристики |
Индекс УДК | 81-119 |
DOI | 10.18384/2310-712X-2020-5-58-73 |
Список цитируемой литературы | 1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 338 с. 2. Викулова Л. Г. Волшебная французская литературная сказка конца XVII - начала XVIII вв.: прагмалингвистический аспект. Иркутск: ИГЛУ, 2001. 286 с. 3. Викулова Л. Г. Издательский дискурс в системе общения «Автор - издатель - читатель» // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 2 s (18). С. 63-69. 4. Водяницкая А. А. Академический дискурс: оценочность в продвижении образовательных технологий // Когнитивные исследования языка. 2019. № 37. С. 683-688. 5. Водяницкая А. А. Оценочные стратегии и тактики в научной дискуссии как жанре академического дискурса // Дискурс как универсальная матрица вербального взаимодействия: монография / отв. ред. О. А. Сулейманова. М.: ЛЕНАНД, 2018. С. 109-132. 6. Жирова И. Г. Структуральные и содержательные характеристики научного текста // Вестник Северного (арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 1. С. 39-46. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.1.39. 7. Жирова И. Г. Лингвистическая категория «эмфатичность» в антропоцентрическом аспекте: монография. М.: МГОУ, 2007. 211 с. 8. Лукошус О. Г., Бузыкина А. А. Оценка как характеристика медиа-текста // Концепт и культура: диалоговое пространство культуры: языковая личность. Текст. Дискурс: сборник статей VI международной научной конференции, Кемерово - Ялта, 25-27 сентября 2016 г. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016. С. 476-480. 9. Серио П. Русский язык и анализ советского политического дискурса: анализ номинализаций / пер. с фр. В. И. Селиванова // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса / общ. ред., вступ. ст. П. Серио. М.: Прогресс, 1999. С. 337-383. 10. Сулейманова О. А. Диалог с Другим в академическом дискурсе // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик: материалы Первой международной конференции, Москва, 14-16 апреля 2016 г. / под общ. ред. Е. Г. Таревой, Л. Г. Викуловой. М.: Языки народов мира, 2016. С. 539-547. 11. Сулейманова О. А. К вопросу о нормативности письменного академического дискурса // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 2 (26). С. 52-61. 12. Сулейманова О. А., Фомина М. А. Партиципанты акта коммуникации в академическом дискурсе // Грамматические категории в контрастивном аспекте: сборник научных статей по материалам международной конференции (11-14 мая 2016 г.): в 2х частях. Ч. 1. М.: Московский городской педагогический университет, 2016. С. 186-192. 13. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. 144 с. 14. Хутыз И. П. Академический дискурс. Культурно-специфичная система конструирования и трансляции знаний. М.: Флинта: Наука, 2015. 176 с. 15. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика; изд. 4-е, стер. М.: URSS, 2006. 334 с. 16. Algoe S. B. Find, Remind, and Bind: The Functions of Gratitude in Everyday Relationships // Social and Personality Psychology Compass. 2012. Vol. 6. Iss. 6. P. 455-469. DOI: 10.1111/j.1751-9004.2012.00439.x. 17. Cronin B., Overfelt K. The scholar’s courtesy: A survey of acknowledgement behavior // Journal of Documentation. 1994. Vol. 50. No. 3. P. 165-196. DOI: 10.1108/eb026929. 18. Fredrickson B. L. Chapter 1 - Positive Emotions Broaden and Build // Advances in Experimental Social Psychology. 2013. Vol. 47. P. 1-53. DOI: 10.1016/B978-0-12-407236-7.00001-2. 19. Fredrickson B. L. Gratitude, Like Other Positive Emotions, Broadens and Builds // The psychology of gratitude / ed. by Emmons R. A., McCullough M. E. Oxford: Oxford University Press, 2004. P. 145-166 (Series in affective science). DOI: 10.1093/acprof:oso/9780195150100.003.0008. 20. Gratitude as Moral Sentiment: Emotion-Guided Cooperation in Economic Exchange / DeSteno D., Bartlett M. Y., Baumann J., Williams L. A., Dickens L. // Emotion. 2010. No. 10. Iss. 2. P. 289-293. DOI: 10.1037/a0017883. 21. Hyland K. Dissertation Acknowledgments: The Anatomy of a Cinderella Genre // Written Communication. 2003. Vol. 20. Iss. 3. P. 242-268. DOI: 10.1177/0741088303257276. 22. Lyubomirsky S., King L., Diener E. The Benefits of Frequent Positive Affect: Does Happiness Lead to Success? // Psychological Bulletin. 2005. Vol. 131. Iss. 6. P. 803-855. DOI: 10.1037/0033-2909.131.6.803. 23. Thanks for your ideas: Gratitude and team creativity / Pillay N., Park G., Kim Y. K., Lee S. // Organizational Behaviour and Human Decision Processes. 2020. Vol. 156. P. 69-81. DOI: 10.1016/j.obhdp.2019.11.005. REFERENCES |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 18 |
