Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2020 №4

Название статьи ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО СТРЕССАУ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Авторы Филиппова С.А., Куликова Т.И.
Серия Психологические науки
Страницы 121 - 132
Аннотация Цель. Изучить проявление академического стресса у преподавателей психологии высшего учебного заведения. Процедура и методы. Авторами проведён анализ научных работ и эмпирического материала по изучению проявления академического стресса у преподавателей высшего учебного заведения. В статье представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке преподавателей психологии высших учебных заведений РФ в количестве 30 человек (экспериментальная группа). В качестве основного метода использовался констатирующий эксперимент. Исследование проводилось в режиме виртуального взаимодействия в период 2018-2019 учебного года и включало 2 этапа: начало и конец учебного года. Результаты. Эмпирически проверены различия в показателях стресса в начале и конце учебного года, выявлена связь особенностей личности со стрессоустойчивостью и жизнестойкостью, заострений личностных черт с проявлениями профессионального стресса; в качестве ассоциированных со стрессом параметров выявлены эффективность тайм-менеджмента и содержательные аспекты труда. Теоретическая и/или практическая значимость. Заключается в выявлении объективных и субъективных факторов академического стресса у преподавателей психологии, динамики стресса в академической среде высшего учебного заведения на протяжении учебного года.
Ключевые слова академический стресс, высшее учебное заведение, преподаватели психологии, личностная гибкость, жизнестойкость, ургентная зависимость
Индекс УДК 159.99
DOI 10.18384/2310-7235-2020-4-121-132
Список цитируемой литературы 1. Багадаева О. Ю. Факторы стресса в профессии педагога дома ребенка // Вектор науки. Тольяттинский государственный университет. 2014. № 2 (28). С. 149-153.
2. Баранов А. А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М., Ижевск, 2002. 132 с.
3. Величковская С. Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 32 с.
4. Давыдова И. А., Козьмина Я. Я. Профессиональный стресс и удовлетворенность работой преподавателей российских вузов [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-stress-i-udovletvorennost-rabotoy-prepodavateley-rossiyskih-vuzov (дата обращения: 30.07.2020).
5. Зеленова М. Е., Захаров А. В. Выгорание и стресс в контексте профессионального здоровья военнослужащих [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2014. № 2. URL: https://psyjournals.ru/social_psy/2014/n2/69371.shtml (дата обращения: 09.02.2020).
6. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 2013. 368 с.
7. Куликова Т. И. Управление временем как фактор стрессоустойчивости современного учителя // GESJ: Education Science and Psychology: [сайт]. 2018. № 2 (48). URL: http://gesj.internet-academy.org.ge/en/list_artic_en.php?b_sec=edu&issue=2018-06 (дата обращения: 09.02.2020).
8. Лизунова Е. Ю. Методологические основы формирования стрессоустойчивости будущих учителей в чрезвычайных ситуациях: монография. Самара, 2008. 134 с.
9. Маркова А. К. Психология труда учителя: книга для учителя. М., 1993. 192 с.
10. Марков Д. О. Управление академическим стрессом в контексте психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности // Актуальные проблемы организационной психологии и психологии дорожного движения: сборник научных трудов. Вып. 3 / под ред. А. В. Погодиной, Е. Ю. Литвиновой. М., 2019. С. 62-67.
11. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. СПб., 2014. 376 с.
12. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2001. 190 с.
13. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 90-101.
14. Пазухина С. В., Волкова Е. О. Исследование причин и особенностей проявления стресса у студентов-первокурсников в период подготовки к первой сессии // Уральский научный вестник (Казахстан). 2017. Т. 2. № 4. С. 64-68.
15. Психологические факторы профессионального здоровья преподавателей высшей школы / Г. С. Никифоров, Н. Е. Водопьянова, Р. А. Березовская, Е. С. Старченкова // Вестник Санкт-Петербурсгского университета. Серия 12: Психология, социология, педагогика. 2015. № 4. С. 42-54.
16. Рыжов А. Я. Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности преподавателей вуза // Вестник Тверского государственного университета. 2015. № 22. С. 5-15.
17. Сапего Е. И. Влияние типа организационной культуры образовательного учреждения на уровень профессиональной деформации педагогов // Образование и наука. 2015. № 10. С. 38-50.
18. Сказко А. С., Костина Г. В. Профессиональный стресс в деятельности преподавателей высшей школы // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 306-307.
19. Субботин С. В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 1992. 13 с.
20. Шац И. К. Анализ общих и специфических причин профессионального стресса у педагогов // Вестник государственного Ленинградского университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 3. С. 40-50.
21. Чернявская В. С., Ровенко О. В., Чередниченко А. И. Информационно-технологические факторы стресса педагога в профессиональной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 220-224.
22. Job Resources Boost Work Engagement, Particularly when Job Demands are High / A. B. Bakker, J. J. Hakanen, E. Demerouti, D. Xanthopoulou // Journal of Educational Psychology. 2007. Vol. 99. No 2. P. 274-284.
23. Idris M. K. Over Time Effects of Role Stress on Psychological Strain among Malaysian Public University Academics // International Journal of Business and Social Science. 2011. Vol. 2. No. 9. P. 154-161.
24. Olsen D. Work Satisfaction and Stress in the First and Third Year of Academic Appointment // The Journal of Higher Education. 1993. Vol. 64. No. 4. P. 453-471.
25. Marinaki M., Antoniou A., Drosos N. Coping Strategies and Trait Emotional Intelligence of Academic Staff // Psychology. 2017. No. 8. P. 1455-1470. DOI: 10.4236/psych.2017.810096.
26. Walter O., Shenaar-Golan V., Greenberg Z. Effect of Short-Term Intervention Program on Academic Self-Efficacy in Higher Education // Psychology. 2015. No. 6. P. 1199-1215. DOI: 10.4236/psych.2015.610118.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 12

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.