Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2020 №4

Название статьи СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ИЗ СТРАН АФРИКИ
Авторы Сатретдинова А.Х.
Серия Педагогика
Страницы 98 - 106
Аннотация Цель. Рассмотрение педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования фонетических умений и навыков у иностранных студентов, а также определение трудностей их формирования при обучении русскому языку как иностранному. Процедура и методы. Проведены анкетирование студентов из стран Африки, обработка и статистический анализ полученных данных. Обобщён практический опыт преподавания русского языка иностранным обучающимся. Результаты. На основе проведённого исследования можно сделать вывод, что успешному развитию фонетических навыков на русском языке способствует учёт особенностей когнитивных, психических процессов и национального менталитета иностранных обучающихся. По мнению автора, высокий уровень сформированности у студентов-иностранцев фонетических навыков способствует их эффективному общению в иноязычной среде и достижению профессиональных целей. Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование помогает выявить основные трудности, возникающие у студентов из стран Африки в процессе обучения их русскому произношению, определить способы совершенствования методики преподавания русского языка иностранным обучающимся из указанных выше стран.
Ключевые слова фонетический навык, артикуляционная база, произношение, коммуникация, речевая деятельность, иностранные студенты, русский язык как иностранный
Индекс УДК 811.161.1:372.893
DOI 10.18384/2310-7219-2020-4-98-106
Список цитируемой литературы 1. 1. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969. 279 с.
2. 2. Бернштейн С. И. Вопросы обучения произношению (применительно к преподаванию русского языка иностранцам) // Вопросы фонетики и обучение произношению. М., 1975. С. 5-49.
3. 3. Венцов А. В. Экспериментальная фонетика и проблемы восприятия речи // Фонетика сегодня: материалы докладов и сообщений VIII международной научной конференции, 28-30 октября 2016 г. М.; СПб., 2016. С. 17-19.
4. 4. Виноградов В. А. Обучение устной речи и фонетический акцент // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. Актуальные проблемы обучения общению. М., 1989. С. 34-58.
5. 5. Гагарина Е. Ю., Маджаева С. И. Коммуникативный аспект модели языковой личности виртуального врача // Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: концепции и перспективы: материалы пятой заочной научно-методической конференции, 30 апреля 2015 г. Волгоград, 2015. С. 50-57.
6. 6. Гагарина Е. Ю. Поликультурная личность иностранного обучающегося медицинского вуза Российской Федерации // Актуальные проблемы обучения иностранных студентов в медицинском вузе: материалы научно-практической конференции с международным участием, 22-23 ноября 2018 г. Астрахань, 2018. С. 140-142.
7. 7. Грязнова В. В. Формирование фонетических навыков учащихся из Юго-Восточной Азии на базе интерактивного курса дистанционной поддержки обучения русской фонетике: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 24 с.
8. 8. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979. 312 с.
9. 9. Зязиков М. М. Русский язык и приоритеты государственной политики Российской Федерации в языковой сфере // Вестник Российской нации. 2016. № 4 (49). С. 117-139.
10. 10. Исламова Э. А., Болгарова Р. М. Введение в языкознание. Казань, 2016. 81 с.
11. 11. Касаткина А. Ю. Инновационные формы обучения при формировании фонетических навыков у студентов из Китая: дис. …канд. пед. наук. СПб., 2016. 171 с.
12. 12. Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Вестник Российской нации. 2012. № 6. С. 13-23.
13. 13. Сатретдинова А. Х. Лингвокультурологический подход в преподавании русского языка как иностранного // Лингвистика в современном мире: материалы II Международной научно-практической конференции. М., 2010. С. 98-102.
14. 14. Сатретдинова А. Х. Роль мотивации в обучении русскому языку как иностранному // Современные тенденции развития клинической психологии: материалы научно-практической конференции с международным участием. Астрахань, 2016. С. 69-74.
15. 15. Сатретдинова А. Х., Пенская З. П. Психолого-педагогические основы овладения вторым языком в многоязычной среде // Русская речь в инонациональном окружении: сборник научных трудов. Вып. Х. Элиста, 2017. С. 194-205.
16. 16. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу. СПб., 2013. 200 с.
17. 17. Фонетический аспект общения на неродном языке: коллективная монография / науч. ред. Н. А. Любимова. СПб., 1993. 106 с.
18. 18. Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Т. 1. Л., 1958. 182 с.
19. 19. Bolinger D. Intonation Across Languages // Universals of Human Language / ed. J. Greenberg. Vol. 2. Phonology. Paolo Alto. 1978. P. 471-524.
20. 20. Fry D. B. Experiments in the Perception of Stress // Language and speech. 1958. Vol. 1. P. 126-152.
21. 21. Jones D. The Phonemes. Its Nature and Use: Cambridge University Press, 2009. 308 p.
22. 22. Ladd D. International Phonology // Cambridge Studies in Linguistics. Vol. 79. Cambridge, 1996. 334 p.
23. 23. Sweet H. A. Primer of Phonetics. Oxford, 1906. 119 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 5

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.