Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2021 №1
Название статьи | АКТУАЛИЗАЦИЯ КАТЕГОРИИ «ТОЧКА РАВНОДЕНСТВИЯ» КАК ЭТАПА УТВЕРЖДЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ГЕРОЯ |
Авторы | Маркова А.С., Мамукина Г.И., Минова М.В. |
Серия | Русская филология |
Страницы | 88 - 98 |
Аннотация | Цель. Актуализировать в литературоведческом научном обороте категорию «точка равноденствия», произвести анализ произведений Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» и М. Горького «Голубая жизнь». Выявить взаимосвязи интенций героев-личностей в «точке равноденствия» с благородным делом и самотранценденцией. Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет сопоставительный анализ художественных произведений с целью определения «точки равноденствия» как архитектонически значимого компонента структуры. Так как герои разбираемых произведений являются субъектами композиционной структуры, можно сказать, что для понимания целостности произведения и роли в нём «точки равноденствия» мы ориентируемся на диалог как на метод, предложенный М. М. Бахтиным. Результаты. По итогам исследования установлена взаимосвязь произведений в изменении повествовательной точки видения и разрешении архитектонического целого с помощью «точки равноденствия». «Точка равноденствия» являет собой рубеж перехода от характера к личности; и от личности - к характеру. Выявлена потребность героя-личности в самотрансценденции. Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование подтверждает, что смыслообразование и самотрансценденция являются необходимыми качествами героя-личности. Обобщение особенностей нарратива Л. Н. Толстого и М. Горького при создании ими образа героя-личности, находящегося в процессе самотрансценденции, позволяет прийти к выводам, что проблема преодоления экзистенциального кризиса являлась одним из важнейших вопросов на рубеже конца XIX - начала XX вв., её разрешение предлагается через максимальное сближение героя и читателя посредством «точки видения» и несобственно-прямой речи; что, в свою очередь, позволяет говорить о диалоге как о методе художественного отображения внутреннего мира произведения. Данное исследование позволяет провести параллель между творческой деятельностью классиков отечественной литературы. |
Ключевые слова | голубой цветок, «Смерть Ивана Ильича», «Голубая жизнь», самотрансценденция, «точка равноденствия» |
Индекс УДК | (821.161 ) |
DOI | 10.18384/2310-7278-2021-1-88-98 |
Список цитируемой литературы | 1. Абакумова И. В., Годунов М. В., Гурцкой Д. А. Самотрансценденция как основа преадаптивной стратегии смыслообразования // Научно-педагогическое обозрение. Томский государственный педагогический университет. 2020. № 3. С. 185-190. 2. Бахнова Ю. А., Чалей О. В. Функции экфрасиса в цикле “Fantasies Decorative” О. Уайльда // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 10. С. 62-66. 3. Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М.: Русские словари, 1998. 955 с. 4. Белоусова Е. Г. О роли фольклорно-мифологических элементов в стиле М. Горького («Голубая жизнь») // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. 2012. Т. 64. № 6 (260). С. 26-29. 5. Васенкин А. В. Что такое экзистенциальный кризис // Социальная компетентность. 2018. Т. 3. № 1. С. 81-86. 6. Данилова Е. Г. Тема одиночества в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Научный форум: филология, искусствоведение и культурология: сборник статей по материалам I Международной заочной научно-практической конференции. М.: Международный центр науки и образования, 2016. С. 53-58. 7. Долгова Е. Г., Гаврилова Н. А. Имена-символы в английской художественной литературе и способы их передачи на русский язык // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты: межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Ю. К. Воробьев. Саранск, 2004. С. 16-19. 8. Ефименко А. Е. «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого: мотивировки порождения диегезиса. Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы XI Международной научной конференции. Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. С. 36-39. 9. Мамукина Г. И., Маркова А. С. Метамодернизм в концепции А. Е. Чучина-Русова «Единое поле мировой культуры» // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2018. № 3 (39). С. 128-138. 10. Маркова А. С., Мамукина Г. И., Минова М. В. Голубой цветок как символ благородного дела и бессмертия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2020. № 1. С. 115-124. 11. Маркова А. С., Мамукина Г. И. Своеобразие понимания архетипа «Голубой цветок» другими культурами // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2019. № 2. С. 187-191. 12. Тамарченко Н. Д. Типология реалистического романа: На материале классических образцов жанра в русской литературе XIX века. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1988. 195 с. 13. Теория литературы: учебное пособие для студентов филолологических факультетов высших учебных заведений : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтмана.Т. 2. Историческая поэтика. М.: Академия, 2004. 368 с. 14. Чалей О. В. К вопросу о соотношении концепта и лексического значения слова // Язык, сознание, коммуникация. М., 2014. С. 344-351. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 18 |

