Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2021 №1

Название статьи АКТУАЛИЗАЦИЯ КАТЕГОРИИ «ТОЧКА РАВНОДЕНСТВИЯ» КАК ЭТАПА УТВЕРЖДЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ ГЕРОЯ
Авторы Маркова А.С., Мамукина Г.И., Минова М.В.
Серия Русская филология
Страницы 88 - 98
Аннотация Цель. Актуализировать в литературоведческом научном обороте категорию «точка равноденствия», произвести анализ произведений Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» и М. Горького «Голубая жизнь». Выявить взаимосвязи интенций героев-личностей в «точке равноденствия» с благородным делом и самотранценденцией. Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет сопоставительный анализ художественных произведений с целью определения «точки равноденствия» как архитектонически значимого компонента структуры. Так как герои разбираемых произведений являются субъектами композиционной структуры, можно сказать, что для понимания целостности произведения и роли в нём «точки равноденствия» мы ориентируемся на диалог как на метод, предложенный М. М. Бахтиным. Результаты. По итогам исследования установлена взаимосвязь произведений в изменении повествовательной точки видения и разрешении архитектонического целого с помощью «точки равноденствия». «Точка равноденствия» являет собой рубеж перехода от характера к личности; и от личности - к характеру. Выявлена потребность героя-личности в самотрансценденции. Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование подтверждает, что смыслообразование и самотрансценденция являются необходимыми качествами героя-личности. Обобщение особенностей нарратива Л. Н. Толстого и М. Горького при создании ими образа героя-личности, находящегося в процессе самотрансценденции, позволяет прийти к выводам, что проблема преодоления экзистенциального кризиса являлась одним из важнейших вопросов на рубеже конца XIX - начала XX вв., её разрешение предлагается через максимальное сближение героя и читателя посредством «точки видения» и несобственно-прямой речи; что, в свою очередь, позволяет говорить о диалоге как о методе художественного отображения внутреннего мира произведения. Данное исследование позволяет провести параллель между творческой деятельностью классиков отечественной литературы.
Ключевые слова голубой цветок, «Смерть Ивана Ильича», «Голубая жизнь», самотрансценденция, «точка равноденствия»
Индекс УДК (821.161 )
DOI 10.18384/2310-7278-2021-1-88-98
Список цитируемой литературы 1. Абакумова И. В., Годунов М. В., Гурцкой Д. А. Самотрансценденция как основа преадаптивной стратегии смыслообразования // Научно-педагогическое обозрение. Томский государственный педагогический университет. 2020. № 3. С. 185-190.
2. Бахнова Ю. А., Чалей О. В. Функции экфрасиса в цикле “Fantasies Decorative” О. Уайльда // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 10. С. 62-66.
3. Бахтин М. М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М.: Русские словари, 1998. 955 с.
4. Белоусова Е. Г. О роли фольклорно-мифологических элементов в стиле М. Горького («Голубая жизнь») // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. 2012. Т. 64. № 6 (260). С. 26-29.
5. Васенкин А. В. Что такое экзистенциальный кризис // Социальная компетентность. 2018. Т. 3. № 1. С. 81-86.
6. Данилова Е. Г. Тема одиночества в повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Научный форум: филология, искусствоведение и культурология: сборник статей по материалам I Международной заочной научно-практической конференции. М.: Международный центр науки и образования, 2016. С. 53-58.
7. Долгова Е. Г., Гаврилова Н. А. Имена-символы в английской художественной литературе и способы их передачи на русский язык // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты: межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Ю. К. Воробьев. Саранск, 2004. С. 16-19.
8. Ефименко А. Е. «Смерть Ивана Ильича» Л. Н. Толстого: мотивировки порождения диегезиса. Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты: материалы XI Международной научной конференции. Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. С. 36-39.
9. Мамукина Г. И., Маркова А. С. Метамодернизм в концепции А. Е. Чучина-Русова «Единое поле мировой культуры» // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2018. № 3 (39). С. 128-138.
10. Маркова А. С., Мамукина Г. И., Минова М. В. Голубой цветок как символ благородного дела и бессмертия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2020. № 1. С. 115-124.
11. Маркова А. С., Мамукина Г. И. Своеобразие понимания архетипа «Голубой цветок» другими культурами // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2019. № 2. С. 187-191.
12. Тамарченко Н. Д. Типология реалистического романа: На материале классических образцов жанра в русской литературе XIX века. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1988. 195 с.
13. Теория литературы: учебное пособие для студентов филолологических факультетов высших учебных заведений : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко, С. Н. Бройтмана.Т. 2. Историческая поэтика. М.: Академия, 2004. 368 с.
14. Чалей О. В. К вопросу о соотношении концепта и лексического значения слова // Язык, сознание, коммуникация. М., 2014. С. 344-351.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 18

Лицензия Creative Commons