Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №1

Название статьи СОКРАЩЕННАЯ ВЕРСИЯ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКАЛЫ ДИСПОЗИЦИОННОЙ ОСОЗНАННОСТИ (CAMM) ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
Авторы Губанов А.В., Зотова Л.Э., Сидячева Н.В.
Серия Психологические науки
Страницы 6 - 19
Аннотация Цель. Сокращение шкалы диспозиционной осознанности (CАММ) для русскоязычной выборки подростков и приведение её к однофакторной структуре. Процедура и методы. Для психометрической проверки изучались корреляционные связи пунктов шкалы с тестом и анализировались показатели их надёжности. Проверка факторной структуры проводилась при помощи конфирматорного факторного анализа, а критериальной валидности - при помощи корреляционного анализа. Результаты. Исследование показало, что сокращённая до 7 пунктов шкала соответствует однофакторной модели по критерию хи-квадрат и имеет хорошие показатели по индексам RMSEA, Pclose, GFI и CFI. Показатель альфа Кронбаха указывает на приемлемость шкалы из 7 пунктов по её психометрической надёжности. Корреляционный анализ с релевантными конструктами подтверждает критериальную валидность сокращённой шкалы. Теоретическая и/или практическая значимость. Сокращённая шкала диспозиционной осознанности может применяться в индивидуальной и групповой диагностике подростков.1
Ключевые слова диспозиционная осознанность, CAMM, сокращение шкалы, русскоязычная шкала осознанности для подростков
Индекс УДК 159.9.072.43
DOI 10.18384/2310-7235-2021-1-6-19
Список цитируемой литературы 1. Зотова Л. Э., Губанов А. В., Сидячева Н. В. Особенности применения русскоязычной версии шкалы диспозиционной осознанности (CAMM) для подростков // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 2. С. 72-90. DOI: 10.17759/psyedu.2020120205.
2. Зотова Л. Э., Сидячева Н. В. Взаимосвязь осознанности (mindfulness) подростков и характеристик социального климата в школьном классе // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы V Всероссийской научно-практической конференции памяти М. Ю. Кондратьева. М., 2020. С. 247-251.
3. Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб., 2013. 416 с.
4. Уильямс М., Пенман Д. Осознанность: как обрести гармонию в нашем безумном мире / пер. с англ. Ю. Цыбышевой; науч. ред. Н. Никольской. М., 2016. 288 с.
5. Шульга Т. И. Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. C. 36-50.
6. Шульга Т. И., Зотова Л. Э. Осознанность как особое качество современной молодежи // Социальная психология и общество: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А. В. Петровского, 15-16 октября 2019 г. М., 2019. С. 204-208.
7. Using self-report assessment methods to explore facets of mindfulness / R. Baer, G. Smith, J. Hopkins, J. Krietemeyer, L. Toney // Assessment. 2006. Vol. 13 (1). P. 27-45. DOI: 10.1177/1073191105283504.
8. Bajaj B., Gupta R., Pande N. Self-esteem mediates the relationship between mindfulness and well-being // Personality and Individual Differences. 2016. V. 94. P. 96-100.
9. Bishop S. R. Mindfulness: A Proposed Operational Definition // Clinical Psychology: Science and Practice. 2004. Vol. 11 (3). P. 230-241. DOI: 10.1093/clipsy/bph077.
10. When what one has is enough: Mindfulness, financial desire discrepancy, and subjective well-being / K. W. Brown, T. Kasser, R. M. Ryan, P. A. Linley, K. Orzech // Journal of Research in Personality. 2009. Vol. 43 (5). P. 727-736. DOI: 10.1016/j.jrp.2009.07.002.
11. Brown K., Ryan R. The benefits of being present: mindfulness and its role in psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84. P. 822-848.
12. Assessing adolescent mindfulness: validation of an adapted mindful attention awareness scale in normative and psychiatric population / K. Brown, A. West, T. Loverich, G. Biegel // Psychological Assessment. 2011. Vol. 23 (4). P. 1023-1033. DOI: 10.1037/a0021338.
13. Dispositional mindfulness moderates the effects of stress among adolescents: rumination as a mediator / J. Ciesla, L. Reilly, K. Dickson, A. Emanuel, J. Updegraff // Clinical Child & Adolescent Psychology. 2012. Vol. 41. P. 760-770.
14. Cunha M., Galhardo A., Xavier A. Measuring mindfulness in children and adolescents: confirmatory factor analysis on the Portuguese version of child and adolescent mindfulness measure (CAMM) in a community sample. [2012]. URL: https://www.researchgate.net/publication/257185855_Measuring_mindfulness_in_children_and_adolescents_Confirmatory_Factor_Analysis_on_the_Portuguese_version_of_Child_and_Adolescent_Mindfulness_Measure_CAMM_in_a_community_sample (accessed: 20.11.2020).
15. Validation of the Spanish version of the child and adolescent mindfulness measure (CAMM) with samples of spanish and chilean children and adolescents / C. Garćia-Rubio, R. Rodríguez-Carvajal, A. Langer, D. Paniagua, P. Steinebach, C. Andreu, M. Vara, A. Cebolla // Mindfulness. 2019. Vol. 10 (8). P. 1502-1517. DOI: 10.1007/s12671-019-01108-8.
16. Greco L. A., Baer R. A., Smith G. T. Assessing Mindfulness in Children and Adolescents: Development and Validation of the Child and Adolescent Mindfulness Measure (CAMM) // Psychological Assessment. 2011. Vol. 23. P. 606-614. URL: https://doi.org/10.1037/a0022819.
17. Brief Spanish Version of the Child and Adolescent Mindfulness Measure (CAMM). A Dispositional Mindfulness Measure / J. Guerra, M. Garcia-Gomez, J. Turanzas, J. Cordon, C. Suarez-Jurado, J. Mestre // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 16. № 8. P. 1355. DOI: 10.3390/ijerph16081355
18. Kabat-Zinn J. Wherever You Go, There You Are: Mindfulness Meditation in Everyday Life. Hachette Books. 2009. 304 р.
19. Trait mindfulness measure for use with adolescent: a systematic review / R. Pallozzi, E. Wertheim, S. Paxton, B. Ong // Mindfulness. 2017. Vol. 8 (1). P. 110-125. DOI: 10.1007/s12671-016-0567-z.
20. Adolescent mindfulness and psychopathology: the role of emotion regulation / C. Pepping, M. Duvenage, T. Cronin, A. Lyons // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 99. P. 302-307. DOI: 10.1016/j.paid.2016.04.089.
21. Construction and factorial validation of a short form of the self-compassion scale / F. Raes, E. Pommier, K. D. Neff, D. Van Gucht // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2011. Vol. 18. P. 250-255. DOI: 10.1002/cpp.702.
22. Die Resilienzskala - Ein Fragebogen zur Erfassung der psychischen Widerstandsfähigkeit als Personmerkmal / J. Schumacher, K. Leppert, T. Gunzelmann, B. Strauß, E. Brähler // Klinische Psychologie, Psychiatrie und Psychotherapie. [2005]. URL: https://www.researchgate.net/publication/215985005
23. Segal Z. V., Williams J. M. G., Teasdale J. D. Mindfulness-based Cognitive Therapy for Depression: a new approach to preventing relapse. Guilford Publications, New York, 2002. 348 p.
24. Mindful peers: mindfulness-based and peer-related Interventions in positive environments / C. Steinebach, A. Langer, V. Schulte, L. Zotova // XVI European Congress of Psychology: Abstracts. Lomonosov Moscow State University (Publishing House). 2019. P. 417.
25. Dispositional Mindfulness and Psychological Health: a Systematic Rewiew / E. Tomlinson, O. Yousaf, A. Vitterso, L. Jones // Mindfulness. 2018. Vol. 9. P. 23-43. DOI: 10.1007/s12671-017-0762-6.
26. Mindfulness interventions with youth: a meta-analysis / S. Zoogman, S. Goldberg, W. Hoyt, L. Miller // Mindfulness. 2015. Vol. 6 (2). P. 290 302. DOI: 10.1007/s12671-013-0260-4.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 8

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.