Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2021 №2

Название статьи РАЗВИТИЕ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ И РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЭКСКУРСЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА МОСКОВСКОГО РЕГИОНА РОССИИ
Авторы Чиркова Е.Ю.
Серия Педагогика
Страницы 104 - 112
Аннотация Цель. Исследование факторов, оказывавших влияние на стилистические и технологические особенности выполнения резьбы и росписи по дереву в Московском регионе России. Процедура и методы. Рассматривается временной отрезок в развитии культуры и народного искусства Московского региона с конца Х по конец ХХ вв. При проведении исследования применены методы наблюдения, интерпретации результатов, а интеграционные исторические процессы в народном искусстве рассматриваются как базовые для возникновения современного декоративно-прикладного искусства. Результаты. В статье определяются основные точки соприкосновения резьбы и росписи по дереву в общественной и культурной жизни славянских народов. Теоретическая и/или практическая значимость. Автор утверждает, что изучение совместного развития и интеграции данных видов народного и декоративно-прикладного искусства является важным разделом изучения декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного художественного образования.
Ключевые слова декоративно-прикладное искусство, народные ремесла, роспись по дереву, резьба по дереву, интеграционные процессы, художественное образование, дополнительное образование
Индекс УДК 745.03
DOI 10.18384/2310-7219-2021-2-104-112
Список цитируемой литературы 1. Абсалыхова З. Д., Емельянов О. Н. История развития русской резьбы по дереву // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. / под ред. С. В. Соловьевой, В. И. Ионесова, Л. М. Артамоновой. Самара: СГИК, 2016. С. 404-410.
2. Гаврицков С. А. Художественная обработка древесины: учеб. метод. пособие. Магнитогорск, 2017. 87 с.
3. Галкина М. В. Организация детских выставок, конкурсов и фестивалей рисунка как консолидирующий фактор системы непрерывного художественного образования Московской области // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4. С. 92-97.
4. Дубровин Г. Е. Зооморфные деревянные навершия // Новгород и Новгородская земля. История и археология: тезисы научной конференции. 1989. Вып. 2. С. 62-64.
5. Жилина Н. В. Древнерусская резьба и роспись по дереву: хронология стилистического развития // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 4 (74). С. 80-96.
6. Зозуля О. А. Народные промыслы в экономическом и правовом пространстве России // Народные промыслы и малый бизнес: грани интеграции и стратегия развития: сборник трудов конференции, Нижний Новгород, 24 ноября 2016 года. М.: Институт стран СНГ, 2016. С. 31-55.
7. Камаева А. А. Психолого-педагогический потенциал резьбы по дереву в эстетическом воспитании подростков // Образование России и актуальные вопросы современной науки: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2019. С. 103-106.
8. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб.: Евразия, 2005. 639 с.
9. Маслова Г. С. Ареально-типологические особенности орнамента населения северо-запада РСФСР // Проблемы типологии в этнографии. 1979. С. 244-251.
10. Панова Т. Д. О назначении мелкой деревянной антропоморфной скульптуры X-XIV вв. // Советская археология. 1989. № 2. С. 88-96.
11. Пятыгина Я. Л., Минсабирова В. Н. Обучение учащихся основам декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования на основе традиционных народных промыслов (Городец) // Евразийское научное объединение. 2019. № 5-7 (51). С. 518-520.
12. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. / отв. ред. Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1982. 327 с.
13. Супрун Л. Я. Городецкая роспись: истоки, мастера, школа. М.: Культура и традиции, 2006. 147 с.
14. Шелег В. А. Севернорусская резьба и роспись по дереву: ареалы и этнические традиции: монография. Архангельск, 2015. 136 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 5

Лицензия Creative Commons