Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №2

Название статьи ВЗАИМОСВЯЗИ КОНСТРУКТИВНЫХ И НЕКОНСТРУКТИВНЫХ ТИПОВ РЕФЛЕКСИИ С АЛЕКСИТИМИЕЙ У СТУДЕНТОВ
Авторы Каяшева О.И.
Серия Психологические науки
Страницы 32 - 39
Аннотация Рефлексия, являющаяся сложным психологическим феноменом, непосредственно связана со способностью человека к трансформации эмоционального содержания своих переживаний в словесно-логическую форму. Студенты, страдающие алекситимией, испытывают сложности с выражением, определением и вербальным описанием своих эмоций и чувств, что приводит к риску развития психосоматических заболеваний, к проблемам самопонимания и саморегуляции и установлению эффективного межличностного взаимодействия. Конструктивные типы рефлексии способствуют своевременному раскрытию личностью проблем в эмоциональной сфере и их устранению. Цель. Выявить взаимосвязи конструктивных и неконструктивных типов рефлексии с уровнем алекситимии студентов. Процедура и методы. На основе теоретического анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных авторов определены основные типы рефлексии и их основные характеристики, особенности алекситимии и её последствия для развития личности. Метод тестирования включал использование опросника «Дифференциальный тип рефлексии» (Д. А. Леонтьев, Е. М. Лаптева, Е. Н. Осин и А. Ж. Салихова), методики «Уровень личностной рефлексии» (О. И. Каяшева) и Торонтскую алекситимическую шкалу (TAS-26). Применялся метод математической статистики - коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs. Результаты. Выявлено, что существуют значимые положительные взаимосвязи между неконструктивными типами рефлексии (квазирефлексией, интроспекцией) и алекситимией, отрицательные взаимосвязи между конструктивными типами рефлексии (системной рефлексией, личностной рефлексией) и алекситимией студентов. Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты позволят практическим психологам осуществлять мероприятия по профилактике алекситимии у студентов и повысить эффективность подготовки будущих профессионалов по психолого-педагогическим специальностям.
Ключевые слова самопознание, самопонимание, личностная рефлексия, системная рефлексия, квазирефлексия, интроспекция, алекситимия
Индекс УДК 159.99
DOI 10.18384/2310-7235-2021-2-32-39
Список цитируемой литературы 1. Алекситимия - основные направления изучения / Р. Г. Есин, Е. А. Горобец, К. Р. Галиуллин, О. Р. Есин // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2014. № 114(12). С. 148-151.
2. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б. Концепции алекситимии (обзор зарубежных исследований) // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 1. С. 128-145.
3. Искусных А. Ю., Попова Л. И. Алекситимия у студентов. Распространенность, причины и последствия // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 9 (66). С. 61-65.
4. Каяшева О. И. Онтогенетические аспекты развития рефлексии человека: теоретический анализ проблемы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 4. С. 40-50.
5. Лактионова А. И. Взаимосвязь дифференциального типа рефлексии и компонентов жизнеспособности человека в разных возрастных группах // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2020. Т. 5. № 4. С. 193-217.
6. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: От объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135.
7. Позднякова Е. А., Васильева О. С. Характеристика рефлексии у мужчин и женщин в период проживания кризиса середины жизни [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43171445_49827859.pdf (дата обращения: 12.03.2021).
8. Проблемы изучения феномена алекситимии в психологии / Н. А. Потапова, Р. А. Грехов, Г. П. Сулейманова, Е. И. Адамович // Вестник Волгоградского государственного университета. 2016. № 2. С. 65-73.
9. Evens T., Handelman D., Roberts C. Reflecting on Reflexivity: The Human Condition as an Ontological Surprise. New York: Berghahn Book, 2016. 324 p.
10. Pain experience in Fibromyalgia Syndrome: The role of alexithymia and psychological distress / M. Di Tella, A. Ghiggia, V. Tesio, A. Romeo, F. Colonna, E. Fusaro, R. Torta, L. Castelli // Journal of Affective Disorders. 2017. № 208. P. 87-93.
11. Parental bonding and alexithymia: a meta-analysis / F. A. Thorberg, R. McD Young, K. A. Sullivan, M. Lyvers // European Psychiatry: the Journal of the Association of European Psychiatrists. 2011. № 26 (3). Pp. 187-193.
12. The specificity of the link between alexithymia, interoception, and imitation / S. Sowden, R. Brewer, C. Catmur, G. Bird // Journal of Experimental Psychology. Human Perception and Performance. 2016. № 42 (11). Pp. 1687-1692.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 22

Лицензия Creative Commons