Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №2

Название статьи ОПЫТ РАЗРАБОТКИ АНИМИРОВАННЫХ ТЕСТОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ У ПОДРОСТКОВ)
Авторы Кондратюк Н.Г., Ефтимова О.В.
Серия Психологические науки
Страницы 40 - 59
Аннотация Цель. В статье представлен опыт разработки анимированного теста для психологических исследований на примере создания методики диагностики личностных черт у подростков. Методика получила название «Анимированный тест личности - КЕАТЛ», краткое название «АТест личности - КЕАТЛ». Процедура и методы. Исследование проходило с использованием блочного конструктора сайтов Tilda Publishing (tilda.ws) и приложения для администрирования опросов Google Forms. Пилотный вариант методики «АТеста личности - КЕАТЛ» включает 15 парных противоположных анимационных изображений (файлы формата animated GIF) для диагностики основных личностных черт: экстраверсии, доброжелательности, добросовестности, нейротизма и экспрессивности. В исследовании приняли участие 141 подросток в возрасте от 12 до 15 лет, среди них 81 девочка (57,4%). Результаты. С использованием эксплораторного и конфирматорного факторного анализа подтверждена структура методики, включающая пять шкал. Показана внутренняя согласованность шкал АТеста личности. Конвергентная валидность методики обоснована ожидаемыми статистически значимыми корреляциями её шкал с показателями русско-язычной версии опросника «Большая пятёрка - детский вариант». Полученные эмпирическим путём результаты свидетельствуют в пользу создания анимированных тестов для психологических исследований и являются небольшим шагом в сторону ответа на растущие цифровые вызовы по отношению к психологической реальности. Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование направлено на поиск и создание эффективных способов психологической диагностики в подростковом возрасте с использованием современных информационных технологий.
Ключевые слова психология, личность, черты, диагностика, анимированные тесты, анимационные изображения
Индекс УДК
DOI 10.18384/2310-7235-2021-2-40-59
Список цитируемой литературы 1. Корнилова Т. В., Зиренко М. С., Гусейнова Р. Д. Кросс-культурная адаптация краткого опросника Большой пятерки (TIPI): сравнение российской и азербайджанских студенческих выборок // Психологические исследования. 2017. Т. 10. № 55. С. 7.
2. Малых С. Б., Тихомирова Т. Н., Васин Г. М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятерка - детский вариант» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 4. С. 6-12.
3. Федоров А. А. Русскоязычная версия опросника этических позиций: репликация внутренней структуры // Журнал Высшей школы экономики. Психология. 2020. Т. 17. № 2. С. 264-270. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-2-264-270
4. Сергеева А. С., Кириллов Б. А., Джумагулова А. Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тест-ретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 3. С. 138-154. DOI: 10.17759/exppsy.2016090311
5. Ashton M. C., Lee K., De Vries R. E. The HEXACO Honesty-Humility, Agreeableness, and Emotionality Factors: A Review of Research and Theory // Personality and Social Psychology Review. 2014. Vol. 18. № 2. P. 139-152.
6. A questionnaire for measuring the Big Five in late childhood / С. Barbaranelli, G. V. Caprara, A. Rabasca, C. Pastorelli // Personality and Individual Differences. 2003. Vol. 34. P. 645-664. DOI: 10.1016/S0191-8869(02)00051-X
7. Costa P. T., Jr., McCrae R. R. The Revised NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) // The SAGE Handbook of Personality Theory and Assessment: Volume 2 - Personality Measurement and Testing / ed. G. J. Boyle, G. Matthews, D. H. Saklofske. London: SAGE Publications Ltd, 2008. P. 178-198. DOI: 10.4135/9781849200479.n9
8. Only three factors of personality description are fully replicable across languages: A comparison of 14 trait taxonomies / B. De Raad, D. P. H. Barelds, E. Levert, F. Ostendorf, M. S. Katigbak // Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 98. Pp. 160-173.
9. Gignac G. E., Szodorai E. T. Effect size guidelines for individual differences researchers // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 102. Pp. 74-78. DOI: 10.1016/j.paid.2016.06.069
10. Goldberg L. R. An alternative “description of personality”: The Big-Five factor structure // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. № 6. P. 1216-1229. DOI: 10.1037/0022-3514.59.6.1216
11. Goldberg L. R. The structure of phenotypic personality traits // American Psychologist. 1993. Vol. 48. № 1. P. 26-34. DOI: 10.1037/0003-066X.48.1.26
12. Eye Movements During Everyday Behavior Predict Personality Traits / S. Hoppe, T. Loetscher, S. A. Morey, A. Bulling // Frontiers in Human Neuroscience. 2018. DOI: 10.3389/fnhum.2018.00105
13. John O. P., Naumann L. P., Soto C. J. Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy // Handbook of personality: Theory and research / ed O. P. John, R. W. Robins, L. A. Pervin. New York, NY, 2008. P. 114-158.
14. Johnson J. A. Big-Five model // Encyclopedia of Personality and Individual Differences / ed V. Zeigler-Hill, T. K. Shackelford. New York, 2017. DOI: 10.1007/978-3-319-28099- 8_1212-1
15. Johnson J. A. Clarification of Factor Five with the help of the AB5C Model // European Journal of Personality. 1994. Vol. 8. P. 311-334. DOI: 10.1002/per.2410080408
16. Hofstee W. K. Are we looking for parsimony, or what? // European Journal of Personality. 1994. Vol. 8. Pp. 335-339. DOI: 10.1002/per.2410080409
17. Kachur A., Osin E., Davydov D., Shutilov K., Novokshonov A. Assessing the Big Five personality traits using real-life static facial images // Scientific Reports. 2020. Vol. 10. No. 8487. DOI: 10.1038/s41598-020-65358-6
18. Lee K., Ashton M. C. Psychometric properties of the HEXACO Personality inventory // Multivariate Behavioral Research. 2004. Vol. 39. № 2. Pp. 329-358.
19. McCrae R. R. Openness to Experience: expanding the boundaries of Factor V // European Journal of Personality. 1994. Vol. 8. P. 251-272. DOI: 10.1002/per.2410080404
20. McCrae R. R., Costa P. T. Jr. Validation of the five-factor model of personality across instruments and observers // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52. No 1. Pp. 81-90. DOI: 10.1037/0022-3514.52.1.8
21. McCrae R. R., Costa P. T., Jr. Introduction to the empirical and theoretical status of the five-factor model of personality traits // Personality disorders and the five-factor model of personality. 3rd ed / Ed. T. A. Widiger, P. T. Costa, Jr. Washington DC, US, 2013. Pp. 15-27. DOI: 10.1037/13939-002
22. Moreno-Armendбriz M. A., Duchanoy Martнnez C. A., Calvo H., Moreno-Sotelo M. Estimation of Personality Traits From Portrait Pictures Using the Five-Factor Model // IEEE Access. 2020. Vol. 8. P. 201649-201665. DOI: 10.1109/ACCESS.2020.3034639.
23. Norman W. T. Toward an adequate taxonomy of personality attributes: replicated factor structure in peer nomination personality ratings // Journal of Abnormal & Social Psychology. 1963. Vol. 66. P. 574-583. DOI: 10.1037/h0040291
24. Ostendorf F., Angleitner A. Reflections on different labels for Factor V // European Journal of Personality. 1994. Vol. 8. P. 341-349. DOI: 10.1002/per.2410080410
25. Shchebetenko S., Kalugin A. Y., Mishkevich A. M., Soto C. J., John O. P. Measurement invariance and sex and age differences of the Big Five Inventory-2: Evidence from the Russian version // Assessment. 2020. Vol. 27. № 30. P. 472-486. DOI: 10.1177/1073191119860901
26. Slobodskaya H. R., Zupančič M. Development and validation of the Inventory of Child Individual Differences - short version in two Slavic countries // Studia Psychologica. 2010. Vol. 52(1). P. 23-39.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 32

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2022 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.