Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №2

Название статьи ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ МОСКОВСКИХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ
Авторы Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Бримова Л.А.
Серия Психологические науки
Страницы 127 - 140
Аннотация Цель. Выявить сравнительный уровень сформированности статусов профессиональной идентичности выпускников девятых и одиннадцатых классов. Процедура и методы. Для исследования возрастных особенностей формирования профессиональной идентичности была использована «Методика изучения статусов профессиональной идентичности», разработанная А. А. Азбель. Результаты. В исследовании представлены результаты эмпирического изучения возрастных особенностей формирования профессиональной идентичности. Теоретическая и/или практическая значимость. Социальная ситуация взросления детей и подростков в условиях постиндустриального общества оказывает разнонаправленное влияние на их личностное и психологическое развитие. Стремительные изменения экономических основ и социокультурных условий жизни существенно затрудняют процесс самоопределения подрастающих поколений, ведут к возникновению феномена «медленного взросления» молодых людей.
Ключевые слова социальная ситуация развития, профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность
Индекс УДК 159.9.072
DOI 10.18384/2310-7235-2021-2-127-140
Список цитируемой литературы 1. Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 219 с.
2. Арон И. С. Структурно содержательный анализ понятия «социальная ситуация развития» в контексте профессионального самоопределения личности // Культурно историческая психология. 2013. № 4. С. 53-57.
3. Атутов П. Р. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии / П. Р. Атутов, Е. А. Климов // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 13-20.
4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 2008. 400 с.
5. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков / Е. Б. Пучкова, Л. В. Темнова, Е. А. Сорокоумова, М. Г. Курносова // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 5. С. 27-36. DOI: 10.17759/pse.2019240503
6. Выготский Л. С. Педология подростка. Собрание сочинений. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984. 432 c.
7. Головей Л. А., Данилова М. В., Груздева И. А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 63-73. DOI: 10.17759/pse.2019240606
8. Ковалевская Е. В. Представления об идеальной карьере и идеальной профессии у современной молодежи // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/61PSMN320.pdf (дата обращения: 02.11.2020)
9. Константиновский Д. Л. Современные вызовы рынка труда и российская молодежь // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2019. № 4. C. 272-281. DOI: 10.19181/obrnaukru.2019.6
10. Коньшина Т. М., Пряжников Н. С., Садовникова Т. Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностносмысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 3. С. 37-59. DOI:10.11621/ vsp.2018.03.37
11. Крягжде С. П. Управление формированием профессиональных интересов // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 23-31.
12. Кудрявцев Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности /Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-60.
13. Кулакова А. И. Психологические детерминанты профессионального самоопределения: автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 2018. 32 с.
14. Мкртчян Г. М., Чирикова А. Е. О профессиональной ориентации старшеклассников // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 91-98.
15. Обносов В. Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии. 1986. № 6. С. 28-32.
16. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» / Т. Г. Мухина, С. Н. Сорокоумова, П. А. Егорова, Д. Д. Яркова // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4. С. 14. DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-4-14
17. Прыгин Г. С. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников / Г. С. Прыгин, В. И. Степанский, В. П. Фарютин // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 45-51.
18. Пряжников Н. С. Проблема переосмысления понятия «профессия» в меняющихся социокультурных реалиях // Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 4-22.
19. Пряжников Н. С., Молчанов С. В., Кирсанов К. А. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1643-pryaznikov62.html (дата обращения: 16.04.2019)
20. Рождественская Н. А., Можаровский И. Л., Макарян В. В. Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2018. № 1. С. 38-49. DOI: 10.11621/npj.2018.0104
21. Снегова Е. В., Мальцева С. Е. Психологическое исследование профессиональных предпочтений старшеклассников // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Т. 32. № 2. С. 130-137.
22. Терюшкова Ю. Ю. Карьерные представления студентов с разным уровнем развития профессионального самоопределения // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 3. С. 1-8. URL: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=5027 (дата обращения: 25.12.2020)
23. Чеснокова О. Б., Чурбанова С. М., Молчанов С. В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 109-118. DOI: 10.17759/chp.2019150411
24. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. № 1. С. 54-60.
25. Sarah V. Bentley, Kim Peters, S. Alexander Haslam and Katharine H. Greenaway Construction at Work: Multiple Identities Scaffold Professional Identity Development in Academia // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00628
26. Joynes V.C.T. Defining and understanding the relationship between professional identity and interprofessional responsibility: implications for educating health and social care students. Adv in Health Sci Educ. 2018. № 23. С. 133-149. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10459-017-9778-x (дата обращения: 25.12.2020)
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 8

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.