Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №2

Название статьи ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Авторы Капранова М.В., Дедюрина М.С.
Серия Психологические науки
Страницы 141 - 156
Аннотация Цель. Выявление личностных особенностей педагогов с различным стажем профессиональной деятельности как детерминант профессионального развития в рамках прохождения программ профессионального развития. Процедура и методы. Эмпирическая часть исследования выполнена с использованием методик: Баланс работы и жизни, опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (Strategic Approach to Coping Scale, SACS), разработанный в 1994 г. Стиваном Хобфоллом (Stevan E. Hobfoll), российская адаптация выполнена Н. Водопьяновой и Е. Старченковой, опросник КОСКОМ «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» В. Н. Куницыной (2001). Результаты. Результатами эмпирического исследования стало следующее: 1. Отношение к профессиональной деятельности преимущественного количества опрошенных педагогов является сбалансированным с личной жизнью. 2. Для обеих групп педагогов характерен высокий уровень конструктивности стратегий преодоления. 3. Обнаруживается общая тенденция к высокому уровню коммуникативной компетентности, в том числе посредством демонстрации высокого коммуникативно-личностного потенциала и понимания ситуации и других людей. 4. Для обследованных педагогов характерны сниженные показатели мотивации достижения. 5. Имеются статистически значимые отличия между группами педагогов со стажем более 10 лет и менее трех лет, обнаруживаемые по шкалам: «пассивная стратегия преодоления», «оперативная компетентность» и «мотивация одобрения». При этом педагоги с большим стажем статистически отличаются повышенными показателями пассивной стратегии преодоления, низкой оперативной компетентностью и склонностью к мотивации одобрения. Таким образом, в качестве практического решения вопроса содержания психологического сопровождения профессионального развития педагогов предлагается использовать ресурс коммуникативно-личностного потенциала для выбора методов профессионального развития педагогов. Теоретическая и/или практическая значимость. На данный момент выделение личностных особенностей педагогов как детерминант профессионального развития - весьма актуальная проблема. Это связано, прежде всего, с тем, что педагог выступает субъектом динамичной инновационной активности, и его профессиональное развитие протекает в контексте новых парадигм. Вследствие чего, возникает потребность в создании системы психологического обеспечения работы личностных особенностей педагогов как детерминант профессионального развития, в рамках прохождения программ профессионального развития.
Ключевые слова профессиональное развитие, педагог, преобладающие стратегии преодоления, восприятие баланса между работой и личной жизнью, коммуникативная компетентность
Индекс УДК 159.9.072.43
DOI 10.18384/2310-7235-2021-2-141-156
Список цитируемой литературы 1. Арутюнян В. Э., Щербакова Т. Н. Мотивация повышения квалификации современного педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2012. № 3. С. 132-138.
2. Бажанова С. В. Некоторые аспекты формирования мотивов профессионально-педагогической деятельности // Формирование инновационной модели развития региона: В 2 ч.: Материалы республ. науч.-практ. конф. Ч. 2. 16-17 мая 2003 г. Саранск, 2003. С. 268-270.
3. Баланс работы и личной жизни у сотрудников российского производственного предприятия / А. Н. Моспан, Е. Н. Осин, Т. Ю. Иванова, Е. И. Рассказова, В. В. Бобров // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 2. С. 8-29.
4. Балицкая Н. В., Козырев Н. А., Козырева О. А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3 (78). С. 130-142.
5. Вержицкая Е. Н., Козлова Н. В. Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/341/image/341-178.pdf (дата обращения 15.12.2020)
6. Ежак Е. В. Профессиональное развитие педагога: психологические механизмы и детерминанты. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-pedagoga-psihologicheskie-mehanizmy-i-determinanty/viewer (дата обращения 05.11.2020)
7. Жукова Е. В, Нестик Т. А. Управленческое видение и временная перспектива руководителей // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск, 2011. С. 28-31.
8. Ковзиридзе М. А. Профессиография и психологические основы профессиоведения: учебное пособие. Часть I. М., 2018. 60 с.
9. Краева М. Ю. Особенности направленности личности педагогических работников с разными стратегиями самоутверждения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 1. С. 73-83. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-1-73-83
10. Малкарова Р. Х. Коммуникативный ресурс и акмеологическое профессиональное развитие педагога // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 2. С. 72-82.
11. Митина Л. М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-lichnostnogo-i-professionalnogo-razvitiya-cheloveka-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve/viewer (дата обращения: 15.12.2020)
12. Нестик Т. А. Видение будущего как лидерская компетенция и его связь с временной перспективой личности // Психологические и педагогические аспекты формирования профессиональной и социальной компетентности: материалы международной научно-практической конференции. Иваново, 2009. С. 85-89. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/5614146/(дата обращения: 05.11.2020).
13. Печеркина А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2011. 233 с.
14. Подымов Н. А. Некоторые особенности эмоциональной неустойчивости в деятельности учителя // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 130-летию со дня рождения А. С. Макаренко 14-15 марта 2019 г. / Под ред. Е. И. Артамоновой. М.; Ярославль, 2019. С. 130-134.
15. Туманова Т. Н., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Педагогическая поддержка как модель и продукт педагогической деятельности и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 25-30.
16. Чудинова С. А., Козырев Н. А., Митькина Е. В. Педагогические условия оптимизации моделирования основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 1. С. 21-28. DOI: 10.21306/2542-1840-2019-3-1-2
17. Шайденкова Н. А., Кипурова С. Н. Анализ современного состояния исследований проблемы профессиональной деятельности учителя // Вопросы педагогики. 2019. № 10-2. С. 225-232.
18. Шорохова А. О. Психолого-педагогические затруднения воспитателей в развитии связной монологической речи дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 9-15. URL: https://psyjournals.ru/files/1265/psyedu_2005_n1_Shorohova.pdf (дата обращения: 03. 12. 2020)
19. Boniwell I., Osin E. Beyond time management: Time use, performance, and well-being. Organizacionnaв psihologiв (Organizational Psychology), 2015, no. 5(3), 85-104. URL: http:// orgpsyjournal.hse.ru/ (дата обращения: 16. 03. 2021)
20. European Commission. Rethinking Education: Investing in skills for better socio-economic outcomes // Strasburg, 2012. COM, 2012a, no. 669/3. P. 17. URL: http://www.cedefop.europa.eu/EN/Files/ com669_en.pdf (дата обращения: 16. 03. 2021)
21. European Commission. Supporting the Teaching Professions for Better Learning Outcomes // Strasburg, 20.11.2012. SWD, 2012c, 374 final. P. 59. URL: http://ec.europa.eu/education/policy/school/ doc/teachercomp_en.pdf (дата обращения: 16. 03. 2021)
22. OECD. Teachers Matter: Attracting, Developing and Retaining Effective Teachers [Electronic resource] // Paris: OECD publication, 2005. URL: http://www.oecd.org/edu/teacherpolicy (дата обращения: 16. 03. 2021)
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 22

Лицензия Creative Commons