Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки / 2021 №3

Название статьи ИСТОРИЯ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ИСТОРИОСОФИЯ РУССКОГО МЕССИАНСТВА В ПРОЕКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО НАРРАТИВА
Авторы Багдасарян В.Э.
Серия История и политические науки
Страницы 9 - 26
Аннотация Цель. Восстановить целостное видение истории России по основным периодам и событиям в воззрениях Ф. М. Достоевского и в соотнесении с его историософской концепцией. Процедура и методы. Статья подготовлена сообразно с подходами, сложившимися в рамках направления интеллектуальной истории. Российский исторический процесс излагается в хронологической последовательности в соответствии с теми событиями и явлениями, которые получили отражение в творчестве писателя. Источниковой основой исследования послужили, главным образом, публицистические работы Достоевского и черновые материалы к ним. Одним из ключевых применяемых методов явилась контекстуализация воззрений писателя с актуальной повесткой развития России и мира в XIX столетии. Результаты. Были раскрыты историософские воззрения Достоевского в проекции структурированной по периодам российской истории. Сделан вывод о близости воззрений писателя на историю России к славянофильскому направлению историографии. Основу понимания Достоевским исторического процесса составляла концепция реализации через события истории русского христианского мессианизма. Реконструированы взгляды писателя на вопросы становления древнерусской государственности, модели общественного устроения России XVII в., преобразований Петра I, истории внешней политики XIX в. и др. Теоретическая и/или практическая значимость. Целостное изложение историософских и исторических воззрений Достоевского, акцентировавших особый путь развития России, опирающихся на ценности патриотизма и духовно-нравственного совершенствования человека, будут востребованы при формировании на государственном уровне единой концепции российской истории. Представленные в статье материалы могут быть использованы в курсах истории, истории философии, истории российской общественно-политической мысли, историографии и др.
Ключевые слова Достоевский, мессианство, славянофилы, восточный вопрос, православие, католицизм, Римская империя, Европа
Индекс УДК 94(470)
DOI 10.18384/2310-676X-2021-3-9-26
Список цитируемой литературы 1. Аксаков К. С. Государство и народ. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 608 с.
2. Алексеев П. В. Восток в творческом сознании Ф.М. Достоевского периода Крымской войны // Имагология и компаративистика. 2016. № 1 (5). С. 30-34
3. Багдасарян В. Э., Реснянский С. И. Сборник «Вехи» в контексте общественной полемики о путях развития России: опыт интроспективного анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2015. № 1. С. 21-42.
4. Белова К. А. Константинополь и «Третий Рим» в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского (1876-1877) // Восток в русской литературе XVII - начала XIX в. Знакомство. Переводы. Восприятие. М., 2004. 253 с.
5. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. М.: Академический проект, 2019. 560 с
6. Бобровских Е. В. Теория «официальной» и «неофициальной» народности: С. С. Уваров и славянофилы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 5. С. 183-190.
7. Волгин И. Последний год Достоевского. М.: Советский писатель, 1991. 544 с.
8. Волкова Е. А. Общественная деятельность, социально-исторические и религиозные взгляды Ф.М. Достоевского: дис.. док. ист. наук. Курск, 2020. 491 с.
9. Вортман Р. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века // Культурные практики в идеологической перспективе. Россия, XVIII - начало XX века. М., 1999. С. 233-244.
10. Голосовкер Я. Э. Достоевский и Кант. Размышления читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». М.: Постскриптум, 1963. 102 с.
11. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб: Глаголь, 1995. 552 с.
12. Захарова Л. Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М.: РОССПЭН, 2011. 718 с.
13. Иустин (Попович), препод. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Минск, 2007. 312 с.
14. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
15. Касаткина Т. А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.
16. Лазари де А. В кругу Фёдора Достоевского. Почвенничество. М.: Наука, 2004. 207 с.
17. Лаут Р. К вопросу о генезисе «Легенды Великом Инквизиторе» // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 70-76.
18. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М.: Республика, 1996. 447 с.
19. Леонтьев К. Н. Достоевский о русском дворянстве // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996. С. 689-693.
20. Леонтьев К. Н. О всемирной любви. Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике // Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство: философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996. С. 312-329.
21. Любятинская У. С. Исторические воззрения Ф. М. Достоевского: (По материалам «Дневника писателя»): дис.. канд. ист. наук. М.: РУДН, 2006. 193 с.
22. Малинов А. В. Панславизм как панмонголизм. Историософия национализма // Управленческое консультирование. 2017. № 10. С. 136-149.
23. Мацейна А. Великий инквизитор. СПб.: Алетейя, 1999. 378 с.
24. Пичугина О. В. Религиозно-философские основания позднего творчества Ф. М. Достоевского (1863-1881). Кемерово, 2006. 273 с.
25. Подрезов М. В. Идейные воззрения Ф. М. Достоевского на место Польши в России и мире // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2019. № 49. С. 170-176.
26. Птицын А. Н. Концепция «славянской цивилизации» Н. Я. Данилевского. Ставрополь: ПГЛУ, 2003. 164 с.
27. Сараскина Л. И. «Бесы»: роман-предупреждение. М.; Советский писатель, 1990. 480 с.
28. Семевский М. И Царевич Алексей Петрович. Исторический очерк // Иллюстрация. 1859. Т 3. С. 63-71.
29. Снигирева С. Д. Историософские воззрения Ф. М. Достоевского и демократическая концепция раскола А. П. Щапова // Litera. 2020. № 5. С. 14-26.
30. Соколова В. Ф. Тема церковного раскола в публицистике и художественном творчестве Ф. М. Достоевского // Соколова В. Ф. Старообрядчество: история, культура, современность. Т. II. М., 2005. С. 288-294.
31. Сыромятников О. И. Поэтика русской идеи в «великом пятикнижии» Ф. М. Достоевского. Пермь: Маматов, 2014. 366 с.
32. Тонких Н. В. История эволюции социально-политических взглядов Ф. М. Достоевского: дис.. канд. ист. наук. Воронеж, 2005. 253 с.
33. Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. 6. Царевич Алексей Петрович. М.: Директ-Медиа, 2014. 656 с.
34. Эйдельман Н. Я. Розыскное дело // Наука и жизнь. 1971. № 9. С. 104-111. № 10. С. 99-103.
35. Dowler W. Dostoevsky, Grigor’ev, and Native Soil Conservatism. Toronto: University of Toronto Press, 1982. 240 р.
36. Futrell M. Dostoyevsky and Islam (And Chokan Valikhanov) // The Slavonic and East European Review. 1979. Vol. 57. № 1. P. 16-31.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 37

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.