Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2021 №3

Название статьи КОНЦЕПЦИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»
Авторы Степченкова В.Н.
Серия Русская филология
Страницы 96 - 104
Аннотация Цель. Обозначить точки корреляции философии любви Достоевского с Евангельским идеалом. Процедура и методы. Проанализирован корпус текстов. В основу исследования положен аксиологический метод изучения литературы. Методология работы носит синтетический характер: стремясь к целостному пониманию творчества Достоевского и возводя во главу угла прямо выраженную им православную ценностную позицию, не выходить при этом за пределы научного дискурса, оставляя за художественной литературой право не быть догматизированным материалом. Результаты. Проведённый анализ показал, что высшую форму любви Достоевский видел в христианстве, а любовь, которая не направляет мысли человека на вечную жизнь, по сути, является идеей или привязанностью друг к другу. Выявлены специфические свойства высшей любви в понимании Достоевского - это жертвенность, свобода, возрождающая сила, добро. Именно по этим критериям Достоевский отличает христианскую любовь от других видов любви. Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён новый материал по исследуемой теме. Сделанные выводы позволяют уточнить особенности модели мира в романе Достоевского. Результаты исследования могут найти практическое применение при разработке курсов истории русской литературы XIX в.
Ключевые слова любовь, христианство, жертвенность, добро, свобода, воскресение
Индекс УДК 821.161.1.09 “18”
DOI 10.18384/2310-7278-2021-3-96-104
Список цитируемой литературы 1. Авдеева А. Е. Образ «деятельной любви» в понимании Ф. М. Достоевского // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сборник статей VI Международной научной конференции молодых учёных. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2017. С. 6-10.
2. Алексеев А. А. Ф. М. Достоевский как православно ориентированный духовный реалист: реалист «в высшем смысле» // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). С. 131-138.
3. Алексеев А. А., Алексеева Е. Ю. Творчество Ф. М. Достоевского как художественное воплощение Евангельской любви // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (38). С. 146-152.
4. Антоний (Сурожский), митр. Таинство любви. Беседы о христианском браке. СПб.: Сатисъ, 1994. 60 с.
5. Баталова Т. П. Стихийная страсть, рождающая безверие, и христианская сострадательная любовь в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Сборник материалов научно-богословской конференции кафедры филологии Московской духовной академии «Таинство слова и образа». 2019. С. 230-242.
6. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Прага: The YMCA PRESS Ltd., 1923. 238 с.
7. Георгий (Капсанис), архим. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом / пер. В. Петров. М.: ДАРЪ, 2008. 240 с.
8. Германович А. Т., Дорофеева Л. Г. Любовь-страсть и любовь-жертва в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Дни науки - 2018: сборник статей: научное электронное издание. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36918630 (дата обращения: 12.02.2021).
9. Гессен С. И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // Современные записки. 1928. Кн. 35. С. 308-338.
10. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.
11. Достоевский Ф. М. Записная тетрадь (1876-1877) // Литературное наследство. Т. 83. М.: Наука, 1971. С. 517-666.
12. Жарова А. А. «Деятельная любовь» в понимании Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого (на материале анализа Достоевским образа Левина) // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова. Филологические науки. 2012. № 3. С. 5-10.
13. Звозников А. А. Достоевский и православие: предварительные заметки // Проблемы исторической поэтики. 1994. № 3. С. 179-191.
14. Зенин К. В. Идеал любви в творчестве Ф. М. Достоевского // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2010, № 13 (56). С. 209-219
15. Исмагилов Р. Ф. Добро и зло в философии права Ф. М. Достоевского // Юридическая наука: история и современность. 2017. № 10. С. 173-178.
16. Иустин (Попович), преп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мн.: Издательство Д. В. Харченко, 2007. 312 с.
17. Киселёва И. А. Этика М. Ю. Лермонтова и её религиозные основания // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3. С. 66-72.
18. Киселёва И. А. Ценностные основы национальной картины мира в русской литературе: монография / отв. ред., сост. И. А. Киселева. М.: ИИУ МГОУ, 2019. 312 с.
19. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1953. 395 с.
20. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 432 с.
21. Магарил-Ильяева Т. Г. Ф. М. Достоевский и Вл. Соловьёв: смысл любви // Литература и религиозно-философская мысль конца XIX - первой трети ХХ века. К 165-летию Вл. Соловьева: сборник трудов. М., 2018. С. 287-295.
22. Магарил-Ильяева Т. Г. Богословие Достоевского в понимании Бердяева // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 3 (11). С. 117-139.
23. Мережковский Д. С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. 351 с.
24. Наседкин Н. Н. Достоевский. Энциклопедия. М.: Самиздат, 2003. 1837 с.
25. Осипов А. И. Достоевский и христианство // Журнал московской патриархии. Художественная литература. 1997. № 1. С. 56-64.
26. Разумов А. С. Лучше ли мы жителей Женевы? [Электронный ресурс] // Журнал русской культуры Москва. Перечитывая классику. 2017. URL: http://www.moskvam.ru/applications/application4/application4_18.html (дата обращения: 11.02.2021)
27. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческий источники романов Достоевского. СПб.: Академический проект, 2001. 192 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 4

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.