Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2021 №4

Название статьи РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕДИНИЦЫ НОМИНАЦИИ УЧИТЕЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Ф. А. ВИГДОРОВОЙ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ 1950-1960 ГОДОВ)
Авторы Куличева Е.В.
Серия Русская филология
Страницы 23 - 33
Аннотация Цель. Выявить роль номинации учитель в художественных текстах Ф. А. Вигдоровой 1950-1960 гг. Процедура и методы. В исследовании рассмотрены частотность употребления лексемы учитель и её словоформ, а также их лексикографические данные; проанализировано словообразовательное гнездо с корнем -уч- с точки зрения семантики составляющих; выявлены функциональные эквиваленты номинации учитель в художественных текстах Ф. А. Вигдоровой 1950-1960 гг. При проведении исследования применены методы лингвистического наблюдения, описания, статистического подсчёта, элементы компонентного анализа, интерпретации. Результаты. В ходе исследования установлено, что номинация учитель составляет основу ценностного ядра ментально-лингвального комплекса языковой личности писательницы; её прагматически мотивированный выбор в романах, транслирующий амбивалентность оценки учителя в свете выявляемых в тексте коннотаций, указывает на устойчивую потребность в использовании данной единицы лексикона для того, чтобы показать образ идеального учителя, а также недостатки действовавшей тогда системы образования. На страницах исследованных художественных текстов проявляет себя доминирующей идиостилевая черта Ф. А. Вигдоровой - автобиографичность. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в расширении представления о специфике мировосприятия Ф. А. Вигдоровой как языковой личности, об особенностях экспликации идиостиля. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических занятий по лингвистической семантике, лингвокультурологии, языку художественной литературы в высших учебных заведениях.
Ключевые слова язык произведений Ф. А. Вигдоровой, номинация, идиостиль, лексема, слова с корнем -уч-
Индекс УДК 81’374:821.161.1.09 “19502/1960” Вигдоро6а Ф. А
DOI 10.18384/2310-7278-2021-4-23-33
Список цитируемой литературы 1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 339 с.
2. Аспиз М. Е. Самая лучшая. О Фриде Вигдоровой // Chukfamily.ru. URL: https://www.chukfamily.ru/frida/o-fride-vigdorovoj/mirra-aspiz-samaya-luchshaya (дата обращения: 31.01.2021).
3. Вигдорова Ф. А. Право записывать. М.: АСТ, 2017. 416 с.
4. Грекова И. Сто сердец // Вигдорова Ф. Дорога в жизнь: повесть. М.: Детcкая литература, 2019. С. 5-27.
5. Жанцанова М. Г., Дагбаев Д. Э. Концепт «учитель» в современной лингвистике // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 2. С. 32-36.
6. Заречнева Е. Н. Социокультурный концепт «учитель»: когнитивно-дискурсивное исследование: автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2009. 20 с.
7. Кан Е. В. Концепт «учитель» в русской лингвокультуре // Гуманитарные научные исследования: электронный научно-практический журнал. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13263 (дата обращения: 24.01.2021).
8. Колоухов А. А. О лингвистических подходах к исследованию языковой личности // Молодой учёный: [сайт]. 2019. № 25 (263). URL: http://moluch.ru (дата обращения: 31.01.2021).
9. Куличева Е. В. Роль музыки в романе Ф. А. Вигдоровой «Семейное счастье» // Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева, Москва, 22-23 ноября 2019 г. Ярославль: Литера, 2020. С. 106-114.
10. Леденёва В. В. Слово писатель: семантика, прагматика // Леденёва В. В. Слово Лескова: монография. М.: ИИУ МГОУ, 2015. С. 124-130.
11. Смыслова С. Л. Концепт «учитель» в русском педагогическом дискурсе рубежа XIX-XX веков: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тюмень, 2007. 20 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 14

Лицензия Creative Commons