Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №3

Название статьи ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОКРАСТИНАЦИИ
Авторы Михайлова И.В., Жаркова Ю.П.
Серия Психологические науки
Страницы 24 - 38
Аннотация Цель проведённого эмпирического исследования - выявить особенности самоактуализации и локуса контроля у студентов с разным уровнем прокрастинации. Обуславливается такая цель тем, что для достижения высокого уровня жизни необходимо проявлять большую активность, а с современным ритмом жизни время становится тем ресурсом, которого постоянно не хватает. Однако далеко не все способны придерживаться такого быстрого ритма жизни, и на пути к достижению успеха у таких людей лежит прокрастинация - феномен, с каждым годом набирающий обороты. Процедура и методы. В исследовании использовались следующие диагностические методы: «Шкала общей прокрастинации» К. Лэя (“General Procrastination Scale”; “GPS”) в адаптации О. С. Виндекер и М. В. Останиной - для выявления склонности к прокрастинации; тест-опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» («МУН») А. А. Реана - для определения ведущей мотивации; «Опросник самоактуализации личности» («САМОАЛ») А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калиной - для выявления выраженности самоактуализации; опросник «Уровень субъективного контроля» («УСК») Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда - для определения ведущего локуса контроля. В исследовании также использовались математические методы статистической обработки информации: методы описательной статистики и статистический U-критерий. Результаты. По результатам сравнительного анализа студентов с разным уровнем прокрастинации было выявлено, что для прокрастинаторов характерны мотивация избегания, низкий уровень самоактуализации и экстернальный локус контроля. В то время как студенты, не склонные к прокрастинации, характеризуются высокой интернальностью, обладают выраженной мотивацией успеха и более высокими показателями самоактуализации. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны психологу при работе с людьми, имеющими склонность к прокрастинации, испытывающими трудности с самоорганизацией, целеполаганием и самореализацией.
Ключевые слова прокрастинация, самоактуализация, локус контроля, мотивация достижения, студенты
Индекс УДК 159.9
DOI 10.18384/2310-7235-2021-3-24-38
Список цитируемой литературы 1. Бакшутова Е. В., Долгушина К. Е., Жданова Л. Г. Самоорганизация деятельности студентов с разным локусом субъективного контроля // Развитие человека в современном мире. 2019. № 1. С. 71-80.
2. Бородина Л. Ф. Представление о прокрастинации в зарубежных исследованиях // Человеческий капитал. 2019. № 6-2 (126). С. 207-211.
3. Виндекер О. С., Останина М. В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C. H. Lay (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 1 (30). С. 116-126.
4. Вольнич Я. С., Яценко Т. Е. Прокрастинация как психологический феномен современного общества // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2017. № 2. С. 22-26.
5. Воронова Т. А., Дубровина С. В., Чепурко Ю. В. Взаимосвязь самоактуализации с мотивационной направленностью личности у студентов медицинского вуза // Инновационные технологии в фармации: сборник научно-методических трудов / под ред. Е. Г. Горячкиной. Иркутск: Иркутский государственный медицинский университет, 2020. С. 353-358.
6. Горелова Г. Г., Батурина Н. В., Жаркова С. В. Показатели локуса контроля в связи спредикацией поведения по типу «Прокрастинация» // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). С. 403-408.
7. Григоричева И. В., Сухорукова А. А. Прокрастинация и самоактуализация у студентов педагогического высшего учебного заведения // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (37). С. 76-79.
8. Ефремкина И. Н., Орлова А. И. Исследование уровня склонности к прокрастинации у студентов с различной направленностью мотивации // Сборники конференций НИЦ Социосфера: журнал. 2020. № 11. С. 137-141.
9. Ковалева К. В. Проблема самоактуализации личности в работах отечественных и зарубежных авторов // Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2019. № 1 (45). С. 77-85.
10. Кривошеева А. С. Взаимосвязь прокрастинации и мотивации достижения успеха у студентов университета // Научно-практические исследования. 2020. № 10-2 (33). С. 14-18.
11. Леженина А. А. Современный университет как пространство самоактуализации студентов // Социально-педагогические технологии в социализации будущего профессионала: материалы III Всероссийской научно-практической конференции представителей академической науки и специалистов-практиков в области воспитательной деятельности в высшей школе / под ред. Ю. А. Тюриной. Хабаровск: Издательство Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2020. С. 7-11.
12. Лингурарь А. В. Прокрастинация как психологическая проблема // Психология и педагогика образования будущего: материалы Международной заочной научно-практической конференции / под ред. Е. В. Карповой. Ярославль: Издательство Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, 2017. С. 115-118.
13. Лингурарь А. В., Нижегородцева Н. В., Солынин Н. Э. Индивидуально-психологические особенности студентов с разным уровнем прокрастинации // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: материалы XXV Международной конференции, Северный Чарльcтон, 22-23 июня 2020 г. Северный Чарльстон (США): Лулупресс, 2019. С. 47-49.
14. Михайлова Е. С. Некоторые аспекты теоретического анализа локуса контроля // Научный форум: педагогика и психология: материалы XXVII научной практической конференции / под ред. Н. А. Лебедевой. М.: Международный центр науки и образования, 2019. С. 105-108.
15. Петросян К. Т. Особенности Я-концепции студентов, склонных к прокрастинации [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения», Москва, 15-16 апреля 2020 г.: в 3 т. / отв. ред.: Т. С. Комарова. М.: ИИУ МГОУ, 2020. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
16. Реан А. А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
17. Сидоренко П. С. Особенности взаимосвязи прокрастинации и профессиональной мотивации студентов ВУЗа // Организация работы с молодёжью. 2019. № 5. С. 6-11.
18. Суслова А. С., Линденбой А. А. Мотивация достижения успеха у студентов ВУЗов // Мотивация и рефлексия личности: актуальные вопросы теории и практики: сборник научных трудов / под ред. Е. Н. Ткач. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного унверситета, 2020. С. 277-281.
19. Ткач Е. Н. Феномен прокрастинации и его проявления у лиц с разным содержанием самоотношения // Человек в современном мире: кризис и глобализация: международная междисциплинарная коллективная монография / сост., ред. М. В. Бахтин, И. Э. Соколовская. М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 257-263.
20. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 362 с.
21. Эйгелис Г. В., Пальмова М. С. Факторы, влияющие на процесс самоактуализации личности в профессиональной деятельности // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2016. № 4 (12). С. 80-83.
22. Steel P., Klingsieck K. B. Academic procrastination: Psychological antecedents revisited // Aust Psychologist. 2016. № 51 (1). P. 36-46.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 4

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.