Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №3

Название статьи ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Авторы Шульга Т.И.
Серия Психологические науки
Страницы 64 - 75
Аннотация Цель. Изучить жизненные планы подростков 12-16 лет. Процедура и методы. В исследовании принимали участие 130 подростков 12-16 лет, разделённые на две группы - «подростки» и «старшие подростки». Исследование проводилось с помощью 6 методик: «Золотой возраст» Р. Заззо, «Оценивание пятилетних интервалов» А. А. Кроник, «Сочинение на тему “Мои жизненные планы”», «Индивидуальная социальная ситуация развития» И. А. Николаевой, «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» М. Цукерман и авторская анкета «Представление о риске». Результаты. В подростковом возрасте образы будущего и жизненные планы отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс его развития: подросток может очень живо, в деталях, представлять своё будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Поведение подростков отличается потребностью видеть себя непременно выдающимся, великим, совершать героические и рискованные поступки. В работе выявлено, что подростки понимают, что такое рискованное поведение и каковы причины, приводящие к реализации желаний, получению удовольствия от совершённых поступков, но не осознают последствий такого поведения. Теоретическая и/или практическая значимость. Раскрыты возможности построения жизненных планов в данном возрасте и уровень склонности подростков к рискованному поведению: они приводят к мысли о том, что подросткам необходимо наполнять свободное время эмоционально-насыщенными событиями.
Ключевые слова жизненные планы, склонность к риску, образ реального и идеального будущего, девиантное поведение
Индекс УДК
DOI 10.18384/2310-7235-2021-3-64-75
Список цитируемой литературы 1. Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 31-38. DOI: 10.17759/jmfp.2016050204
2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев: Наук. думка, 1988. 142 с.
3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2008. 267 с.
4. Григорьева М. Ю. Динамика идентичности как фактор социализации подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2019. 28 с.
5. Гурина О. Д. Ксенофобия и девиантное поведение у подростков и молодёжи: обзор отечественных исследований // Психология и право. 2017. Т. 7. № 3. С. 97-109.
6. Гурина О. Д. Психологические факторы ксенофобного поведения у подростков: зарубежные исследования // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 4. С. 40-45.
7. Моросанова В. И., Филиппова Е. В. От чего зависит надёжность действий учащихся на экзамене // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 65-78.
8. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового возраста. СПб.: Питер, 2018. 380 c.
9. Радаев В. Миллениалы: как меняется российское общество. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с.
10. Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебное пособие. М.: Генезис, 2016. 250 с.
11. Шульга Т. И. Некоторые итоги развития воли и волевой регуляции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 1. С. 13-23.
12. Хломов К. Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 109-125. DOI:10.17759/sps.2016070208
13. Цукерман М. Развитие шкалы поиска ощущений // Журнал консалтинговой психологии. 1964. № 28. C. 477-482.
14. Bochaver A. A., Zhilinskaya A. V., Khlomov K. D. Prospects of modern adolescents in the context of life trajectory // Journal of Modern Foreign Psychology, 2016. Vol. 5. № 2. P. 31-38. DOI: 10.17759/jmfp.2016050204
15. Das T. K., Teng B. S. The risk - based view of trust: a conceptual framework // Journal of Business and Psychology. 2004. № 19 (1). Р. 85-116.
16. Kilday J. E., Ryan A. M. Personal and collective perceptions of social support: implications for classroom engagement in early adolescence // Contemporary Educational Psychology. 2019. Vol. 58. P. 163-174.
17. Schnitzler K., Holzberger D., Seidel T. All better than being disengaged: student engagement patterns and their relations to academic self-concept and achievement // European Journal of Psychology of Education. 2020. P. 1-26.
18. Wong K. F. E. The role of risk in making decisions under escalation situations // Applied Psychology International Review. 2005. № 54 (4). Р. 584-607.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 24

Лицензия Creative Commons