Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №3

Название статьи ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ВОВЛЕЧЁННОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторы Цыганов И.Ю., Фомина Т.Г., Моросанова В.И.
Серия Психологические науки
Страницы 98 - 115
Аннотация Цель. Исследование направлено на выявление различий в школьной вовлечённости в разном возрасте среди учащихся, различающихся уровнем осознанной саморегуляции учебной деятельности. В статье обсуждается проблема значения осознанной саморегуляции учебной деятельности в поддержании различных компонент школьной вовлечённости учащихся в разном возрасте. Обосновано предположение, что учащиеся с более высоким уровнем осознанной саморегуляции характеризуются наиболее высокими проявлениями различных компонентов школьной вовлечённости. Процедуры и методы. Анализируются данные эмпирического исследования, проведённого при использовании выборки из 1087 учащихся в возрасте 11-18 лет 5-11 классов государственных образовательных учреждений. Для диагностики общего уровня школьной вовлечённости и выраженности отдельных её компонентов использовалась русскоязычная версия опросника «Многомерная шкала школьной вовлечённости», написанная в 2020 г. Т. Г. Фоминой и В. И. Моросановой. Особенности осознанной саморегуляции учебной деятельности оценивались с помощью методики В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности, ССУД-М». Результаты. В результате выявлены линейные различия среди трёх групп учащихся с низкой, средней и высокой осознанной саморегуляцией учебной деятельности по выраженности общей, а также поведенческой, когнитивной, эмоциональной и социальной вовлечённости. Показано, что вне зависимости от класса обучения учащиеся с высоким уровнем осознанной саморегуляции имеют более высокие уровни когнитивной и поведенческой вовлечённости. Теоретическая и/или практическая значимость. Итоги исследования позволили судить о том, что значимая взаимосвязь осознанной саморегуляции учебной деятельности и школьной вовлечённости стабильно воспроизводится в различных возрастных группах, и подтвердили целесообразность обращения в дальнейшем к данным лонгитюдных исследований респондентов для анализа её возрастной специфики.
Ключевые слова осознанная саморегуляция, школьная вовлечённость, учебная деятельность
Индекс УДК 159.923.2
DOI 10.18384/2310-7235-2021-3-98-115
Список цитируемой литературы 1. Бондаренко И. Н., Ишмуратова Ю. А., Цыганов И. Ю. Проблемы взаимосвязи школьной вовлечённости и академических достижений у современных подростков // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. С. 77-88. DOI: 10.17759/jmfp.2020090407
2. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. № 10. С. 13-24.
3. Моросанова В. И., Потанина А. М., Цыганов И. Ю. Личностные особенности и академическая успеваемость у школьников с различными профилями осознанной саморегуляции учебной деятельности // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 29-44.
4. Моросанова В. И., Филиппова Е. В. От чего зависит надёжность действий учащихся на экзамене // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 65-78.
5. Моросанова В. И., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124-135.
6. Фомина Т. Г., Моросанова В. И. Адаптация и валидизация шкал опросника «Многомерная шкала школьной вовлечённости» // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020. № 3. С. 194-213. DOI: 10.11621/vsp.2020.03.09
7. Фомина Т. Г., Потанина А. М., Моросанова В. И. Взаимосвязь школьной вовлечённости и саморегуляции учебной деятельности: состояние проблемы и перспективы исследований в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. С. 390-411. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-390-411
8. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции и школьной вовлечённости / Т. Г. Фомина, А. М. Потанина, Е. В. Филиппова, В. И. Моросанова // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Калуга, 1-3 октября 2020 г. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2020. С. 55-64.
9. Bae C. L., DeBusk-Lane M. Middle school engagement profiles: Implications for motivation and achievement in science [Электронный ресурс] // Learning and Individual Differences. 2019. Vol. 74. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).
10. Child engagement in the transition to school: contributions of self-regulation, teacher - child relationships and classroom climate [Электронный ресурс] / J. Cadima, S. Doumen, K. Verschueren, E. Buyseb // Early Childhood Research Quarterly. 2015. Vol. 32. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).
11. Cleary T. J., Zimmerman B. J. A cyclical self-regulatory account of student engagement: theoretical foundations and applications [Электронный ресурс] // Handbook of Research on Student Engagement / ed. S. L. Christenson. URL: https://link.springer.com (дата обращения: 11.06.2021).
12. Datu J. A. D., King R. B. Subjective well-being is reciprocally associated with academic engagement: A two-wave longitudinal study [Электронный ресурс] // Journal of School Psychology. 2018. №. 69. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).
13. Gutiérrez M., Tomás J. M. The role of perceived autonomy support in predicting university students’ academic success mediated by academic self-efficacy and school engagement // Educational Psychology. 2019. Vol. 39. № 6. P. 729-748.
14. Kilday J. E., Ryan A. M. Personal and collective perceptions of social support: Implications for classroom engagement in early adolescence // Contemporary Educational Psychology. 2019. Vol. 58. P. 163-174.
15. Lei H., Cui Y., Zhou W. Relationships between student engagement and academic achievement: a meta-analysis [Электронный ресурс] // Social Behavior and Personality. 2018. Vol. 46. № 3. URL: https://www.ingentaconnect.com (дата обращения: 11.06.2021).
16. Morosanova V. I., Fomina T. G. Self-regulation as a Mediator in the Relationship between Anxiety and Academic Examination Performance // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2017. Vol. 237. P. 1066-1070.
17. Cognitive and regulatory characteristics and mathematical performance in high school students [Электронный ресурс] / V. I. Morosanova, T. G. Fomina, Y. V. Kovas, O. E. Bogdanova // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 90. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).
18. Student perception of teacher and parent involvement in homework and student engagement: the mediating role of motivation [Электронный ресурс] / Núñez J. C., Regueiro B., Suárez N., Piñeiro I., Rodicio M. L. Valle A. // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. URL: https://www.frontiersin.org/journals/psychology (дата обращения: 11.06.2021).
19. Pellas N. The influence of computer self-efficacy, metacognitive self-regulation and self-esteem on student engagement in online learning programs: Evidence from the virtual world of Second Life [Электронный ресурс] // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 35. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).
20. Reeve J., Cheon S. H., Jang H. How and why students make academic progress: Reconceptualizing the student engagement construct to increase its explanatory power [Электронный ресурс] // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 62. URL: https://www.semanticscholar.org (дата обращения: 11.06.2021).
21. Reschly A. L., Christenson S. L. Jingle, jangle, and conceptual haziness: evolution and future directions of the engagement construct [Электронный ресурс] // Handbook of Research on Student Engagement / ed. S. L. Christenson. URL: https://link.springer.com (дата обращения: 11.06.2021).
22. Schnitzler K., Holzberger D., Seidel T. All better than being disengaged: Student engagement patterns and their relations to academic self-concept and achievement // European Journal of Psychology of Education. 2020. P. 1-26.
23. Skinner E. A., Pitzer J. R. Developmental dynamics of student engagement, coping, and everyday resilience [Электронный ресурс] // Handbook of research on student engagement / ed. S. L. Christenson. URL: https://link.springer.com (дата обращения: 11.06.2021).
24. School engagement and intentional self-regulation: a reciprocal relation in adolescence [Электронный ресурс] / K. Stefansson, S. Gestsdottir, F. Birgisdottir, R. M. Lerner // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 64. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).
25. Sun J. C. Y., Rueda R. Situational interest, computer self-efficacy and self-regulation: their impact on student engagement in distance education [Электронный ресурс] // British Journal of Educational Technology. 2012. Vol. 43. № 2. URL: https://bera-journals.onlinelibrary.wiley.com (дата обращения: 11.06.2021).
26. Vasalampi K., Salmela-Aro K., Nurmi J. E. Adolescents’ self-concordance, school engagement, and burnout predict their educational trajectories [Электронный ресурс] // European psychologist. 2009. Vol. 14. № 4. URL: https://econtent.hogrefe.com (дата обращения: 11.06.2021).
27. Wang C., Shim S. S., Wolters S.A. Achievement goals, motivational self-talk, and academic engagement among Chinese students [Электронный ресурс] // Asia Pacific Education Review. 2017. Vol. 18. № 3. URL: https://link.springer.com (дата обращения: 11.06.2021).
28. Wang M.-T., Eccles J. S. Adolescent behavioral, emotional, and cognitive engagement trajectories in school and their differential relations to educational success [Электронный ресурс] // Journal of Research on Adolescence. 2012. Vol. 22. № 1. URL: https://onlinelibrary.wiley.com (дата обращения: 11.06.2021).
29. Wang M.-T., Eccles J. S. School context, achievement motivation, and academic engagement: a longitudinal study of school engagement using a multidimensional perspective [Электронный ресурс] // Learning and Instruction. 2013. Vol. 28. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).
30. Wolters C., Taylor D. A self-regulated learning perspective on student engagement [Электронный ресурс] // Handbook of research on student engagement / ed. S. L. Christenson. 2012. URL: https://link.springer.com (дата обращения: 11.06.2021).
31. Yazzie-Mintz E. Leading for Engagement // Principal Leadership. 2010. Vol. 10. № 7. P. 54-58.
32. Relationships at school and stage-environment fit as resources for adolescent engagement and achievement [Электронный ресурс] / M. J. Zimmer-Gembeck, H. M. Chipuer, M. Hanisch, P. A. Creed, L. McGregor // Journal of Adolescence. 2006. Vol. 29. № 6. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 11.06.2021).
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 1

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.