Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №3

Название статьи ВЗАИМОСВЯЗЬ ФАКТОРОВ СТРЕССА И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
Авторы Дейнега Н.В.
Серия Психологические науки
Страницы 116 - 128
Аннотация Цель. Изучение взаимосвязи факторов стресса и карьерных ориентаций у студентов-дефектологов разных курсов. Процедура и методы. Автором проведён анализ динамики становления личностно-профессиональной компетентности студентов - будущих дефектологов. Одним из факторов, влияющих на становление личности в этой профессии, является стресс, вызванный социально-экономической и личной ситуацией индивида. В статье представлен результат выявления триггерных точек, влияющих на уровень стресса в процессе овладения будущей профессией. Проведённый однофакторный дисперсионный анализ позволил определить корреляционные совпадения проведённых методик на респондентах с помощью следующих инструментов: методика «Якоря карьеры» Э. Шейна (перевод и адаптация В. Э. Винокурова, В. А. Чикер, где n=88), «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханин), «8-факторный личностный опросник» Ч. Д. Спилбергера (адаптация О. М. Радюк). Результаты. Результаты общего корреляционного анализа показали два устойчивых блока взаимосвязанных между собой показателей. Первый блок состоит из двух ключевых элементов, сопряжённых между собой, - это «интерес» и «стабильность места жительства». Второй блок включает личностные особенности и стабильность работы. Рассмотрены особенности данных взаимосвязей у студентов на разных курсах обучения. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявленные взаимосвязи подтверждают перспективность подхода, заключающегося в воздействии на реперные точки для усиления динамики становления личностно-профессиональной компетентности студентов-будущих дефектологов через систему учебной, педагогической и преддипломной практики; также этот подход позволяет снизить уровень стресса и повысить уровень покладистости.
Ключевые слова стресс, психосоматика, профессионально-личностные компетенции, карьера, психология труда
Индекс УДК 159.99
DOI 10.18384/2310-7235-2021-3-116-128
Список цитируемой литературы 1. Байнакатова З. М. Психологическая готовность студентов к прохождению педагогической практики // Вестник Өрлеу-kst. 2017. № 1 (15). С. 44-47.
2. Дейнега Н. В. Модель становления личностно-профессиональной компетентности студентов-будущих дефектологов // European social science journal. 2018. № 7-2. С. 403-410.
3. Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой учёный. 2012. № 9 (44). С. 243-246.
4. Лапп Е. А., Ярикова С. Г. Готовность педагогов общей и коррекционной практики к работе в условиях образовательной инклюзии // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 335-350.
5. Камышанов А. А., Климова Е. М. Развитие карьерных ориентаций курсантов как показатель становления профессионала // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. № 4 (31). C. 101-106.
6. Климова Е. М., Миляева Н. С. Роль направленности личности в построении карьеры // Материалы научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и студентов МГОУ, Москва, 21-23 апреля 2015 г. М.: Диона, 2015. С. 45-48.
7. Кишиков Р. В. Когнитивные стратегии профессионального выбора поколения Z // Когнитивная психология в контексте проблем современного образования: коллективная монография / под ред. Р. В. Кишикова, Е. М. Климовой. М.: Московский педагогический государственный университет, 2017. С. 52-65.
8. Мартюшев С. В. Смысложизненные ориентации и мотивация достижения успехов в учёбе у студентов очной формы обучения // Международный студенческий вестник. 2020. № 1. С. 20-23.
9. Чикер В. А. Психологические аспекты индивидуальной карьеры // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2011. № 3. С. 80-90.
10. Clinciu A. I. Adaptation and stress for the first year University students // Procedia - social and behavioral sciences. 2013. № 78. P. 718-722.
11. Students’ interpersonal relationships, personal best (PB) goals, and academic engagement / R. G. Collie, A. J. Martina, B. Papworth, P. Ginns // Learning and individual differences. 2016. № 45. P. 65-76.
12. Potirniche N., Enache R. G. Social perception of aggression by high school students // Procedia - social and behavioral sciences. 2014. № 127. P. 464-468.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 0

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.