Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №3

Название статьи ОСОЗНАННАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК РЕСУРС РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ У СТУДЕНТОВ И ПРОФЕССИОНАЛОВ
Авторы Ишмуратова Ю.А., Моросанова В.И.
Серия Психологические науки
Страницы 129 - 141
Аннотация Цель. Целью исследования является сравнение развития осознанной саморегуляции и эффективности решения профессиональных задач у студентов и профессионалов в области химии. Процедура и методы. Выборку исследования составили химики с разным уровнем профессионального опыта (N= 42), в группу начинающих химиков вошли студенты химических факультетов (N= 21), в группу профессионалов - химики, работающие по специальности более десяти лет (N= 21). Для определения особенностей осознанной саморегуляции человека использовалась методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ». Для определения эффективности решения профессиональных задач были разработаны задания на идентификацию пространственной молекулы вещества. Результаты. Анализ объективных показателей эффективности решения задач продемонстрировал, что химики с большим стажем работы решают профессиональные задачи быстрее и с меньшим количеством ошибок. Среди показателей саморегуляции статистически достоверно коррелирует когнитивно-регуляторный процесс «планирование целей» как с показателем времени решения задач, так и с показателем допущенных ошибок. Сравнение регуляторных показателей студентов и профессионалов позволило выявить значимые различия по показателям «планирование целей» и «надёжность». Полученные данные позволяют сделать вывод, что развитие осознанной саморегуляции выдвижения и достижения целей может оказаться значимым ресурсом эффективности деятельности специалиста в области химии. Было показано, что с приобретением профессионального опыта развиваются способность к планированию профессиональных целей и регуляторная надёжность, что может способствовать росту эффективности профессиональных действий профессионалов по сравнению со студентами-новичками. Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие представлений о регуляторных ресурсах специалистов в области химии. Впервые удалось выяснить, что когнитивно-регуляторный процесс планирования целей и личностно-регуляторное свойство надёжности профессионально значимы для эффективности деятельности химиков.
Ключевые слова осознанная саморегуляция, регуляторные ресурсы, эффективность деятельности, студенты, профессионалы
Индекс УДК 159.922.6
DOI 10.18384/2310-7235-2021-3-129-141
Список цитируемой литературы 1. Блинникова И. В., Ишмуратова Ю. А. Анализ когнитивной компетентности специалистов химической отрасли на основе сравнения движений глаз у начинающих и опытных профессионалов // Организационная психология. 2019. Т. 9. № 1. С. 13-33.
2. Ефимова Е. С. Формирование готовности к профессиональному риску студентов-химиков // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. № 1. С. 170-174.
3. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности: монография. М.: Ленанд, 2011. 320 с.
4. Кортунов Г. М., Боровских Т. А. Как определить сформированность регулятивных УУД // Химия в школе. 2017. № 6. С. 18-21.
5. Костин А. Н., Голиков Ю. Я. Организационно-процессуальный анализ психической регуляции сложной деятельности: монография. М.: Институт психологии РАН, 2014. 448 с.
6. Митрохина А. С. К вопросу о подготовке будущих химиков к производственной деятельности // Современные тенденции развития системы образования: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Чебоксары, 16 июня 2020 г. / под ред. О. Л. Богатыревой. Чебоксары: Среда, 2020. С. 73-76.
7. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития: сборник научных работ / под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 501-509.
8. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 1. С. 4-37
9. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 2. С. 27-37.
10. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г. Новая версия опросника «Стиль саморегуляции поведения-ССПМ» // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 137-145.
11. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г., Гайдамашко И. В. Надёжность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2020. № 1. С. 77-95.
12. Kitsantas A., Zimmerman B. J. Comparing self-regulatory processes among novice, non-expert, and expert volleyball players: A microanalytic study // Journal of applied sport psychology. 2002. Vol. 14. № 2. P. 91-105.
13. Kozma R. B. Use of multiple representations by experts and novices // Handbook of learning from multiple representations and perspectives. London: Routledge, 2020. P. 33-47.
14. Vohs K. D. Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. New York: Guilford Publications, 2016. 640 p.
15. Zimmerman B. J., Schunk D. H., DiBenedetto M. K. The role of self-efficacy and related beliefs in self-regulation of learning and performance // Handbook of competence and motivation: Theory and application. New York: Guilford Press, 2017. P. 313-333.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 2

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.