Вестник МГОУ. Серия: Географическая среда и живые системы / 2021 №3

Название статьи ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МАХАЧКАЛИНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Авторы Волгин А.В., Волкова И.Н., Евдокимов М.Ю., Крылов П.М., Филичкина Д.А.
Серия Географическая среда и живые системы
Страницы 76 - 95
Аннотация Цель. Изучить проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры Махачкалинской агломерации в средне- и долгосрочной перспективе. Процедуры и методы. Изучены транспортные потоки на территории агломерации на основе статистических данных, сведений органов государственной власти и органов местного самоуправления, отражающих отдельные параметры транспортной системы Махачкалинской агломерации. В работе использовались методы: анализа, сравнительно-географический, статистический и картографический. Результаты. Определены критерии выделения границ Махачкалинской агломерации с учётом транспортно-географического фактора. Выделены современные черты и проблемы функционирования работы транспорта во всех 4 муниципальных образованиях агломерации. Сформулированы общие и частные направления развития транспортной инфраструктуры с учётом местной, региональной и общероссийской специфик территориального планирования транспорта для отдельных муниципалитетов Махачкалинской агломерации. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты работы были использованы при создании Схемы территориального планирования (СТП) Махачкалинской агломерации. В перспективе территория Махачкалинской агломерации составит более 3 тысяч км2 (гораздо больше, чем её территория в 2021 г.). Центр транспортной системы агломерации сместится и будет расположен на границе Махачкалы и Каспийска. Развитие транспортной инфраструктуры будет направлено на улучшение внутренней связности территории и увеличение общей подвижности населения. Экономика региона напрямую будет зависеть от выполнения транспортных проектов федерального значения в области автомобильного и морского транспорта. Воплощение в жизнь предложенных мероприятий возможно только при создании координационных органов управления агломерацией.
Ключевые слова Махачкалинская агломерация, Махачкалинско-Каспийская агломерация, границы агломерации, территориальное планирование транспорта, транспортная система агломерации, Махачкала, Каспийск, Карабудахкентский район, Кумторкалинский район
Индекс УДК 332.132; 911.3
DOI 10.18384/2712-7621-2021-3-76-95
Список цитируемой литературы 1. Алилов А. Н. Влияние автомобилизации на социально-экономическое развитие Дагестана (1901-1965 гг.). Махачкала: Наука плюс, 2008. 216 с.
2. Герцберг Д. Я. Агломерации как объект экономической политики, государственного регулирования и территориального планирования // Academia. Архитектура и строительство. 2015. № 4. С. 98-106.
3. Загороднов Е. И. Планирование территорий и агломераций // Современное строительство и архитектура. 2016. № 1 (01). С. 13-16.
4. Ижгузина Н. Р. Формирование и развитие крупнейшей городской агломерации в экономическом пространстве региона: дис. … канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2018. 323 с.
5. Крылов П. М. Махачкалинская агломерация на южных рубежах России (геополитические и транспортно-географические аспекты) // Многовекторность в развитии регионов России: ресурсы, стратегии и новые тренды / отв. ред. В. Н. Стрелецкий. Иркутск, 2017. С. 228-235.
6. Крылов П. М. Методологические подходы к территориальному планированию городских агломераций (на примере Омской агломерации) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2017. № 1. С. 69-76.
7. Крылов П. М. Транспортно-географические основы обоснования перспективных внешних границ городской агломерации (на примере Махачкалинской агломерации) // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: мат-лы конференции. Екатеринбург, 2016. С. 138-141.
8. Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Агломерации России в ХХI веке // Вестник Фонда регионального развития Иркутской области. 2007. № 1. С. 46-48.
9. Лейзерович Е. Е. Сетка экономических микрорайонов России. Вариант 2008 года // Региональные исследования. 2010. № 4 (30). С. 14-28.
10. Магомедов М. А. Социально-демографические проблемы развития Махачкалинско-Каспийской агломерации // Вопросы структуризации экономики. 2013. № 4. С. 8-12.
11. Проблемы и перспективы территориального планирования формирующихся агломераций (на примере концепции развития Махачкалинской агломерации) / П. М. Крылов, М. Митигами, И. А. Сёмина, В. П. Сидоров, Д. А. Филичкина // Географическая среда и живые системы. 2021. № 1. С. 70-92.
12. Токунова Г. Ф. Транспортная инфраструктура как фактор пространственного развития агломераций // Транспорт Российской Федерации. 2016. № 6 (67). С. 43-45.
13. Требушкова И. Е., Полякова Н. О. Географический анализ государственной политики на железнодорожном транспорте России // Географическая среда и живые системы. 2021. № 1. C. 110-130.
14. Glaeser E., Kourtit K., Nijkamp P. Urban Empires: Cities as Global Rulers in the New Urban World (The Metropolis and Modern Life). New York: Routledge, 2020. 444 p.
15. Agglomeration Effect as a Tool of Regional Development / P. A. Lavrinenkova, A. A. Romashina, T. N. Mikhailova, P. A. Chistyakov // Studiers on Russian Economic Development. 2019. Vol. 30. № 3. P. 268-274.
16. Massard N., Autant-Bernard C. Geography of Innovation: New Trends and Implication for Public Policy Renewal. New York: Routledge, 2018, 116 p.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 1

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.