Вестник МГОУ. Серия: Философские науки / 2021 №3

Название статьи КРИТИКА ТЕОРИИ Ч. ДАРВИНА В СОЦИАЛЬНОМ АСПЕКТЕ
Авторы Алёхина Е.В., Янич М.
Серия Философские науки
Страницы 23 - 34
Аннотация Цель. Обосновать тезис, что утверждение секулярно-гуманистического мировоззрения Ренессанса и отказ от христианского миропонимания привели к принятию наукой в качестве основания дарвинизма, пытавшегося доказать необходимость и целесообразность смерти как механизма развития, и натуралистической этики с её принципами утилитаризма и прагматизма. Процедуры и методы. Исследование осуществлялось на основе междисциплинарного и системного подходов с использованием методов философского дискурсивного анализа. Результаты. Авторы обосновывают тезис о разрушительном влиянии на общество дарвиновской эволюционной теории и эволюционистского мировоззрения, что проявилось, в частности, в построении диктаторских режимов, в распространении евгенических проектов и социального дарвинизма. Из веры в единственность материальной реальности логически следуют натуралистическая этика и расистский вывод о «пользе» уничтожения большей части человечества и порабощения остальной в качестве «служебной» людьми «особенными», «сверхлюдьми». С позиций научного рационализма сам факт ограниченности земного пространства, времени, ресурсов неизбежно приводит к такому антигуманному выводу. Если нет объективной духовной реальности и безусловной равноценности всех людей, многие лишаются права на жизнь из простого расчёта и практической целесообразности или просто по праву сильного. Теоретическая и/или практическая значимость. Проект кардинального улучшения человека и построения идеального общества с помощью научно-технических достижений утопичен, ибо не основан на духовно-нравственных качествах личности, и катастрофичен, поскольку производит нескончаемую войну всех против всех. С позиций креационизма и христианского гуманизма в исследовании делается вывод о необходимости существования единого смысла жизни в перспективе вечности.
Ключевые слова дарвинизм, геноцид, атеизм, эволюционизм, глобализация, смысл жизни, личность
Индекс УДК 101.9
DOI 10.18384/2310-7227-2021-3-23-34
Список цитируемой литературы 1. Амосов H. М. Моё мировоззрение // Вопросы философии. 1992. № 6. С. 50-74.
2. Буфеев К., прот. Православное учение о сотворении и классики эволюционизма. М.: Русский издательский центр имени святителя Василия Великого, 2018. 656 с.
3. Бергман Дж. Дарвинизм как основа коммунизма // Идеология дарвинизма и её воздействие на науку, образование и общество: материалы международной конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения Чарльза Дарвина и 150-летию выходы в свет книги «Происхождение видов», Ялта, 15-17 октября 2009 г. / науч. ред. С. Головин; пер. Н. Кокоз. Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. С. 79-89.
4. Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать её наука. М.: Алгоритм, 2002. 256 с.
5. Катасонов В. Ю. Лжепророки последних времён. Дарвинизм и наука как религия. М.: Кислород, 2017. 380 с.
6. Нейфах Г., прот. Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии. М.: Правило веры, 2005. 400 с.
7. Ницше Ф. Сумерки кумиров: в 2 т. Т. 2 / пер. с нем. Ю. М. Антоновского, Н. Полилова, К. А. Свасьяна, В. А. Флёровой. М.: Прогресс, 1990. 829 с.
8. Реймерс Н. Ф., Шупер В. А. Кризис науки или беда цивилизации? // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 68-75.
9. Франк С. Л. Ересь утопизма // Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 72-86.
10. Шубкин В. Трудное прощание // Новый мир. 1989. № 4. С. 165-184.
11. Уэллс Г. Дж. Открытый заговор / пер. А. Крутько, предисл. В. Ю. Катасонова. М.: Кислород, 2021. 288 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 0

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2021 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.