Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2021 №3

Название статьи ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ: КОМПЛЕКС КОМПОНЕНТОВ
Авторы Солдатов Б.Г., Солдатова Н.В.
Серия Педагогика
Страницы 47 - 56
Аннотация Цель. Выявить содержание основных компонентов образовательной среды в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе, для чего анализируется понятие образовательной среды, определяются основные направления и соответствующие подходы к моделированию образовательной среды. Авторами был предложен оптимальный комплекс компонентов образовательной среды для обучения иностранному языку в неязыковом вузе, таких как социальный, субъектный, предметный, технологический. Процедура и методы исследования. Методами исследования явились: теоретический анализ научных публикаций; обобщение концептуальных подходов к формированию образовательной среды в рамках дисциплины «Профессиональный иностранный язык (английский)»; мониторинг учебной деятельности студентов в области иностранного языка. Результаты исследования. Авторы статьи пришли к выводу, что для функционирования эффективной образовательной среды, которая будет способствовать совершенствованию процесса обучения иностранным языкам, необходим комплексный подход. Задача преподавателя иностранного языка неязыкового вуза заключается в развитии у студентов стратегий овладения профессиональным иностранным языком и приёмами самостоятельной учебной деятельности в условиях интернет-среды. Для успешного решения проблемы организации образовательной среды в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе необходимо правильно осуществлять взаимодействие между преподавателем и студентами. Теоретическая и / или практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования позволят в дальнейшем управлять изменениями образовательной среды на основе планирования учебного процесса по иностранным языкам с учётом определённых педагогических условий.
Ключевые слова образовательная среда, профессиональный иностранный язык, компонент, активные методы, современные образовательные технологии, совместная деятельность, компетенция
Индекс УДК 800.732:82 - 1: 882
DOI 10.18384/2310-7219-2021-3-47-56
Список цитируемой литературы 1. Баластов А. В., Соколова Э. Я. Особенности современной образовательной среды при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6 (72). Ч. 3. С. 185-188.
2. Бородич С. А., Тепляковская А. Н. Использование открытых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф., Краснодар, 20-23 февраля 2016 г. / под ред. И. Г. Ахметова. Краснодар: Новация, 2016. С. 235-237.
3. Демчук О. В. Инновационная информационно-образовательная среда в современном пространстве вуза // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2016. № 182. С. 103-108.
4. Журбенко Н. Л. Использование современных педагогических технологий для повышения эффективности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах // Мир науки (электронный научный журнал). 2018. № 2. Т. 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN218.pdf (дата обращения: 29.04.2020).
5. Исупова М. М. К вопросу о дистанционном обучении иностранным языкам // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сборник научных трудов. Вып. 4. 2016. С. 114-121.
6. Камышева Е. Ю. Информационно-образовательная среда вуза в обучении профильно-ориентированному иностранному языку: сущность, содержание, функции // Научный диалог. 2017. № 5. С. 373-385. DOI:10.24224/22227-1295-2017-5-373-385.
7. Кирьякова О. В., Янкина О. Е. Учебное задание как средство формирования учебно-познавательной компетенции бакалавров педагогического образования (на примере дисциплины «Иностранный язык») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63). Ч. 3. С. 207-210.
8. Курбонов А. М. Роль дистанционного обучения иностранным языкам // Молодой учёный (электронный научный журнал). 2015. № 8. URL: https://moluch.ru/archive/88/17038/(дата обращения: 29.04.2020).
9. Молчанская О. Я. Формирование учебной автономии студентов с использованием образовательных онлайн-платформ в процессе обучения иностранному языку // Преподаватель XXI века. 2017. № 4. С. 108-115.
10. Ольховик Н. Г., Липатова Е. Г. Развитие навыков цифрового профессионализма как условие подготовки конкурентоспособного специалиста // Цифровой регион: опыт, компетенции, проекты: сборник статей Междунар. научн.-практич. конф., Брянск, 30 ноября 2018 г. / под ред. Н. А. Кулагиной. Брянск: Брянский государственный инженерно-технологический университет, 2018. С. 362-365.
11. Поздеев И. М. Применение системы обучения MOODLE в преподавании дисциплин [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.intergu.ru/?main=downloadandid=1031 (дата обращения: 29.08.2020).
12. Рахимова Т. А. Трансформация образовательной среды в процессе обучения иностранному языку в вузе // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2018. № 2 (20). С. 48-53.
13. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Моделирование профессиональной деятельности как условие эффективного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Вектор Науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2 (37). С. 42-47.
14. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Балльная оценка успеваемости студентов по дисциплине «Иностранный язык» как средство активизации познавательной деятельности // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (36). С. 109-114.
15. Солдатов Б. Г., Солдатова Н. В. Факторы формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения иностранных языков // Академический Вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2018. № 3 (32). С. 120-126.
16. Титова С. В., Харламенко И. В. Информационно-коммуникационная компетенция учителей и преподавателей иностранных языков: структура, уровни, способы формирования // Иностранные языки в школе. 2018. № 8. С. 2-7.
17. Филяровская Н. Н. Образовательная среда как фактор, определяющий условие успешности [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/312888/ (дата обращения: 03.09.2020).
18. Цибульникова В. Е., Хоптинская А. А. Качество здоровьесберегающей образовательной среды: уровни сформированности, показатели и критерии оценки // Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. С. 11-13.
19. Broadbent J. Comparing online and blended learner’s self-regulated learning strategies and academic performance // Internet and Higher Education. 2017. No. 33(1). P. 24-32.
20. Hutchinson L., McAlister-Shields L. Culturally Responsive Teaching: Its Application in Higher Education Environments // Education Sciences. 2020. No. 10 (5). P. 124. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci10050124
21. Kim J., Maloney E. Learning Innovation and the Future of Higher Education. John Hopkins University Press, 2020. 232 p.
22. Moore J. L., Dickson-Deane C., Galyen K. E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? // Internet and Higher Education. 2011. No. 14 (2), P. 129-135.
23. Revyakina N., Soldatov B., Soldatova N. Developing Linguistically and Culturally Diverse Students Competence: Research and Teaching Practice. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 73 p.
24. Tin T. B. Stimulating Student Interest in Language Learning: Theory, Research and Practice // TESOL Quarterly. 2017. Vol. 51. № 4. P. 988-990.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 12

Лицензия Creative Commons