Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №4

Название статьи СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторы Гудзовская А.А.
Серия Психологические науки
Страницы 8 - 20
Аннотация Цель данной работы заключается в экспериментальном исследовании влияния актуализации множественной социальной идентичности на волевое усилие для улучшения продуктивности деятельности учащихся. Процедура и методы. Участники контрольной и экспериментальной групп выполняли деятельность по задержке дыхания с заданной мотивацией (мотивы «личная мечта» и «общее благо»). В экспериментальной / контрольной группах в качестве независимой переменной выступил прайминг, актуализирующий множественную социальную / персональную идентичность. Результаты, представленные в виде статистики, показывают значимое влияние прайминга на увеличение волевого усилия с заданной мотивацией «общее благо». Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют сделать теоретический вывод об опосредованном влиянии актуализированной социальной идентичности на продуктивность деятельности. Практическая значимость заключается в возможности использования актуализации социальной идентичности для повышения продуктивности деятельности.
Ключевые слова способности, мотивы деятельности, социальная идентичность, прайминг, волевое усилие, коллективизм, индивидуализм
Индекс УДК 316.6
DOI 10.18384/2310-7235-2021-4-8-20
Список цитируемой литературы 1. Андреева Г. М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования (электронный научный журнал). 2011. № 6(20). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.09.2021).
2. Белинская Е. П. Особенности идентичности личности и стратегии совладания с трудностями // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа малой родины: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск, 27-30 июня 2019 г. / под ред. А. Д. Карнышева, В. А. Решетникова. Иркутск: Издательство Иркутского государственного университета, 2019. С. 118-123.
3. Белинская Е. П. Современные исследования идентичности: от структурной определённости к процессуальности и незавершённости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8. №. 1 С. 6-15.
4. Красовская Н. Р. Этнокультурная идентичность // Власть. 2020. № 3. С. 75-81. DOI: 10.31171/vlast.v28i3.7313
5. Кризис идентичности и её связь с толерантностью к неопределённости / М. Ю. Кузьмин, Е. И. Миронова, А. А. Киселева, Е. А. Филинова, О. А. Осипенок // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2021. № 6. С. 70-75.
6. Кузьмин М. Ю., Конопак И. А. Устойчивость и изменчивость идентичности в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. № 4. С. 113-141. DOI: 10.21702/rpj.2018.4.6
7. Марцинковская Т. Д., Преображенская С. В. Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии. 2020. № 3. С. 45-55.
8. Микляева А. В., Румянцева П. В. Теория социальной идентичности как источник современных практико-ориентированных психологических исследований: зарубежный опыт // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 275-278.
9. Мишина М. М., Мурсалыева Г. М. Сравнительный анализ формирования типов этнической идентичности подростков разных культурных сред // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 1. С. 84-93. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-1-84-93
10. Молчанов С. В., Кирсанов К. А. Связь личной профессиональной перспективы и статуса идентичности в профессиональной сфере в старшем подростковом возрасте // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 38-49. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-38-49.
11. Мурсалыева Г. М. Структура этнической идентичности подростков в современном межкультурном пространстве // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 2. 102-113. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-2-102-113.
12. Мышкина М. С. Когнитивная ориентация в содержании идентичности школьников // Психология: историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. №. 3-1. С. 114-122. DOI: 10.34670/AR.2020.61.57.013.
13. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания / Р. Нисбетт, К. Пенг, И. Чой, А. Норензаян; пер. с англ. М. С. Жаммкочьян; под ред. В. С. Магуна. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2011. 68 с.
14. Соловьева Е. Е., Попова С. И. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 20-34.
15. Тикунова С. В. Идентичность человека и городского архитектурно-ландшафтного пространства: точки пересечения и разрыва // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2 (100). С. 88-95. DOI: 10.24412/1997-0803-2021-2100-88-95.
16. Ясперс К. Общая психопатология / пер. с нем. Л. Акопяна. М.: Азбука-Аттикус, 2020. 1055 с.
17. Gardner W. L., Gabriel S., Lee A. Y. ‘‘I’’ value freedom but ‘‘we’’ value relationships: Self-construal priming mirrors cultural di erences in judgment // Psychological Science. 1999. Vol. 10. P. 321-326. DOI: 10.1111/1467-9280.00162
18. “We” are not stressed: Social identity in groups buffers neuroendocrine stress reactions / J. A. Hдusser, M. Kattenstroth, R. van Dick, A. Mojzisch // Journal of Experimental Social Psychology. 2012. Vol. 48. № 4. Pp. 973-977. DOI: 10.1016/j.jesp.2012.02.020
19. How self-construal affects dispositionalism in attributions / U. Kuhnen, B. Hannover, C. Pцhlmann, U. R. Roeder // Social Cognition. 2013. Vol. 31. № 2. Pp. 237-259. DOI: 10.1521/soco.2013.31.2.237
20. Ozawa K., Crosby M., Crosby F. Individualism and resistance to a rmative action: A comparison of Japanese and American samples // Journal of Applied Social Psychology. 1996. Vol. 26. Pp. 1138-1152. DOI: 10.1111/j.1559-1816.1996.tb02289.x
21. Tajfel H. Experiments in intergroup discrimination // Scientific American. 1970. Vol. 223. № 5. Р. 96-103.
22. Van Dick R. Two sides of the same coin and two routes for improvement: Integrating resilience and the social identity approach to well-being and ill-health // Health psychology open (электронный научный журнал). 2017. Т. 4. № 2. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf (дата обращения: 10.09.2021).
23. Ybarra O., Tra mow D. How priming the private self or collective self a ects the relative weights of attitudes and subjective norms // Personality and Social Psychology Bulletin. 1998. Vol. 24. № 4. P. 362-370. DOI: 10.1177/0146167298244003.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 25

Лицензия Creative Commons