Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №4

Название статьи ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С ЛИЧНОСТНЫМИ, РЕГУЛЯТОРНЫМИ И МОТИВАЦИОННЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Авторы Цыганов И.Ю., Бондаренко И.Н.
Серия Психологические науки
Страницы 40 - 61
Аннотация Цель. Исследование направлено на изучение различий во взаимосвязи психологического благополучия с регуляторными, мотивационными и личностными характеристиками у учащихся с различной динамикой психологического благополучия в 5 и 6 классах. Процедура и методы. Анализируются лонгитюдные данные 155 учащихся в возрасте 10-12 лет (М = 11 ± 0,28) общеобразовательных школ г. Москвы и г. Калуги. Респонденты по итогам двух обследований в 5 и в 6 классах были определены в группы со снижающимся, повышающимся и стабильным психологическим благополучием (здесь и далее - ПБ). Методы исследования: «Шкала проявлений психологического благополучия подростков» (модификация В. И. Моросановой и др., 2018), «Стиль саморегуляции учебной деятельности, ССУД-М» (В. И. Моросанова, И. Н. Бондаренко, 2018), «Шкалы академической мотивации школьников, ШАМ-Ш» (Т. О. Гордеева и др., 2017), «Отношение к учению» (модификация В. И. Моросановой, И. Н. Бондаренко, И. Ю. Цыганова, 2018), «Большая пятёрка - детский вариант» (“Big Five Questionnaire - Children version, BFQ-C”) (С. Б. Малых и др., 2015). Применялся показатель успеваемости: средний балл успешности обучения русскому языку и математике. Результаты. Снижение ПБ связано с ослаблением связей между ПБ и мотивационными, регуляторными и личностными характеристиками обучающихся. По сравнению с пятым классом в шестом осознанная саморегуляция перестаёт быть регуляторным ресурсом как ПБ, так и академической успеваемости. Стабильность ПБ обеспечивается сильной взаимосвязью СР и ПБ, а также «включённостью» в этот процесс всех регуляторных, мотивационных и личностных факторов. Повышение ПБ связано прежде всего с актуализацией процесса личностного развития: выявлена акцентированная и стабильная взаимосвязь ПБ с мотивацией самоуважения. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют получить новые данные об изменениях, происходящих в системе предикторов ПБ и успеваемости во время обучения в начальных классах средней школы. В практическом плане понимание факторов обеспечения стабильности ПБ даст педагогам и психологам инструмент, позволяющий оказывать своевременную и адекватную помощь младшим подросткам, поддерживая развитие их регуляторных, мотивационных и личностных ресурсов.
Ключевые слова психологическое благополучие, осознанная саморегуляция, мотивация, отношение к учению, личностные факторы, младшие подростки
Индекс УДК 159.923.2
DOI 10.18384/2310-7235-2021-4-40-61
Список цитируемой литературы 1. Андреева А. Д., Прихожан А. М. Методика диагностики мотивации учения и отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 33-38.
2. Бондаренко И. Н., Потанина А. М., Цыганов И. Ю. Динамика регуляторных и личностных свойств младших школьников со снижением психологического благополучия (лонгитюдные данные) // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 22-23 октября 2020 г. / под ред. Т. Н. Банщиковой, Е. А. Фоминой, В. И. Моросановой. М.: Знание-М, 2020. С. 55-69.
3. Бондаренко И. Н., Цыганов И. Ю., Моросанова В. И. Факторная структура опросника «Отношение к учению в средних и старших классах школы» // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III Международной научно-практической конференции. Калуга, 20-21 мая 2016 г. Калуга: ИП Стрельцов И. А., 2018. С. 3-9.
4. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Гижицкий В. В. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. С. 65-74.
5. Малых C. Б., Тихомирова Т. Н., Васин Г. М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Большая пятёрка - детский вариант» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 4. С. 6-12.
6. Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. № 4. С. 62-78.
7. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 4. № 2. С. 27-37.
8. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г. Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для подростков // Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 103-109.
9. Моросанова В. И., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 62-74.
10. Фомина Т. Г., Ефтимова О. В., Моросанова В. И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста // Психолого-педагогические исследования. 2018. № 2. С. 64-76.
11. Фомина Т. Г., Ишмуратова Ю. А., Филиппова Е. В. Регуляторные, мотивационные и личностные особенности младших подростков с позитивной динамикой психологического благополучия // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 22-23 октября 2020 г. / под ред. Банщиковой Т. Н., Фоминой Е. А., Моросановой В. И. М.: Знание-М, 2020. С. 298-311.
12. Фомина Т. Г., Моросанова В. И., Макушина Л. Н. Осознанная саморегуляция как медиатор взаимосвязи личностных диспозиций и психологического благополучия младших школьников // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф., Кострома, 26-28 сент. 2019 г.: в 2 т. / под ред. М. В. Сапоровской, Т. Л. Крюковой, С. А. Хазова. Т. 1. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. С. 262-266.
13. Balgiu B. Curiosity and subjective well-being: The mediation of the big five personality traits // Global Journal of Psychology Research: New Trends and Issues. 2020. № 10. Vol. 1. Pp. 151-159.
14. Building more than knowledge: Teacher’s support facilitates study-related well-being through intrinsic motivation. A longitudinal multi-group analysis / P. Zselyke, D. Virga, D. Lupsa, M. Crasovan // Learning and Individual Differences. 2021. Vol. 88. URL: https://www.researchgate.net/publication/349180366 (дата обращения: 25.09.2021).
15. Changes in students’ psychological well-being during transition from primary school to lower secondary school: A person-centered approach / T. E. Virtanen, K. Vasalampi, M. Torppa, M. K. Lerkkanen, J. E. Nurmi // Learning and Individual Differences. 2019. Vol. 69. P. 138-149.
16. Comparing family, friends and satisfaction with school experience as predictors of SWB in children who have and have not made the transition to middle school in different countries [Электронный ресурс] / X. Oriol, J. Torres, R. Miranda, M. Bilbao, H. Ortuzar // Children and Youth Services Review. 2017. Vol. 80. P. 149-156. URL: https://www.sciencedirect.com (дата обращения: 10.09.2021).
17. Effect of levels of self-regulation and situational stress on achievement emotions in undergraduate students: class, study and testing / J. de la Fuente, P. V. Paoloni, M. M. Vera-Martinez, A. Garzon-Umerenkova [Электронный ресурс] // International journal of environmental research and public health. 2020. Vol. 17. Iss. 12. URL: https://doi.org/10.3390/ijerph17124293(17):4293 (дата обращения: 10.09.2021).
18. Fomina T. G., Burmistrova-Savenkova A. V., Morosanova V. I. Self-regulation and psychological well-being in early adolescence: a two-wave longitudinal study [Электронный ресурс] // Behavioral Sciences. 2020. Vol. 67. URL: https://doi.org/10.3390/bs10030067 (дата обращения: 25.09.2021).
19. Gutman L. M., Feinstein L. Parenting behaviours and children’s development from infancy to early childhood: Changes, continuities and contributions // Early Child Development and Care. 2010. Vol. 4. P. 535-556.
20. Morosanova V. I., Fomina T. G., Bondarenko I. N. The Dynamics of the Interrelationships between Conscious Self-regulation, Psychological Well-being and School-related Subjective Well-being in Adolescents: A Three-year Cross-lagged Panel Study // Psychology in Russia: State of the Art. 2021. Vol. 14. Iss. 3. P. 34-49.
21. Predicting psychological and subjective well-being from personality: A meta-analysis / J. Anglim, Sh. Horwood, L. D. Smillie // Psychological Bulletin. 2020. № 146. Vol. 4. 62 P.
22. Rapuano V. Psychological well-being and its relationship with the academic achievement of Lithuanian students // Socialiniai tyrimai. 2019. Vol. 42. Iss. 2. P. 44-51.
23. Rehman A. U., Bhuttah T. M., You X. Linking burnout to psychological well-being: the mediating role of social support and learning motivation // Psychology Research and Behavior Management. 2020. Vol. 13. P. 545-554.
24. Ryff C. D., Singer B. The contours of positive human health // Psychological inquiry. 1998. Vol. 9. Iss. 1. P. 300-319.
25. Self-regulation mechanisms explain how dispositional mindfulness promotes well-being / C. Lundwall, S. Fairborn, L. Quinones-Camacho, J. Estep, E. Davis // Journal of Positive School Psychology. 2019. Vol. 3. Iss. 2. P. 153-164.
26. The influence of school assets on the development of well-being during early adolescence: Longitudinal mediating effect of intentional self-regulation / S. Chang, G. Mingyu, W. Jingmin, W. Lingxiao, W. Zhang // Acta Psychologica Sinica. 2020. Vol. 52. Iss. 7. P. 874-885.
27. The structure of mental health: Higher-order confirmatory factor analyses of psychological distress and well-being measures / R. Massй, C. Poulin, C. Dassa, J. Lambert, S. Bйlair, A. Battaglini // Social Indicators Research. 1998. V. 45. № 1-3. P. 475-504.
28. Understanding children’s well-being: a national survey of young people’s well-being [Электронный ресурс] / G. Rees J. Bradshaw, H. Goswami, A. Keung // The Children’s Society. 2010. URL: https://www.childrenssociety.org.uk/sites/default/files/tcs/research_docs/Understanding%20 children%27s%20wellbeing_0.pdf (дата обращения: 12.09.2021).
29. Verhaeghen P. There is virtue in mindfulness: The relationship between the mindfulness manifold, virtues, and eudemonic wellbeing [Электронный ресурс] // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 176. URL: https://www.semanticscholar.org (дата обращения: 12.09.2021).
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 8

Лицензия Creative Commons