Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №4

Название статьи ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ
Авторы Кудака М.А., Смирнова О.В.
Серия Психологические науки
Страницы 78 - 89
Аннотация Цель. Выявить психологические особенности позиций взаимодействия у медицинских работников с разным уровнем способности к прогнозированию. Процедура и методы. При проведении исследования были использованы: теоретический анализ литературы, методы психологической диагностики и математико-статистические методы обработки данных. Конкретными методиками выступили: тест «Способность к прогнозированию» (Л. А. Регуш), а также «Диагностический опросник по выявлению позиций взаимодействия» (В. Г. Маралов, В. А. Ситаров). Результаты. По итогам исследования авторами сделаны выводы о существующих особенностях позиций взаимодействия медицинских работников с разным уровнем способности к прогнозированию: у таких работников с высоким и средним уровнем способности к прогнозированию при взаимодействии с другими людьми будут наблюдаться конструктивные позиции взаимодействия (ненасилие); у медицинских работников с низким уровнем способности к прогнозированию при взаимодействии с другими людьми будут наблюдаться неконструктивные позиции взаимодействия (принуждение, невмешательство). Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны при организации конструктивного взаимодействия медицинских работников с другими людьми (пациентами, их родственниками, коллегами).
Ключевые слова взаимодействие, позиции взаимодействия, прогнозирование, способность к прогнозированию
Индекс УДК 159.9.07
DOI 10.18384/2310-7235-2021-4-78-89
Список цитируемой литературы 1. Ахметзянова А. И., Артемьева Т. В., Твардовская А. А. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 3. С. 489-504. DOI: 10.15507/1991- 9468.088.021.201703.489-504.
2. Бёрн Э. Трансакционный анализ в психотерапии / пер. с англ. А. Грузберга. М.: Эксмо, 2019. 368 с.
3. Бехтер А. А. Психолого-акмеологическая модель развития способности к прогнозированию у студентов высшей школы // Учёные заметки ТОГУ. 2018. Т. 9. № 2. С. 32-36.
4. Бодалев А. А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 187 с.
5. Гурова В. О. Взаимодействие врача и пациента в дерматологической практике: автореф. дис.. канд. мед. наук. Волгоград, 2011. 23 с.
6. Забегалина С. В., Чигарькова А. В. Вероятностное прогнозирование как вид прогностической деятельности: подход и стратегии // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1 (68). С. 87-91.
7. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
8. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Разработка диагностического опросника по выявлению позиций взаимодействия у студентов - будущих специалистов сферы психолого-педагогического сопровождения // Знание, понимание, умение. 2018. № 1. С. 167-177.
9. Маралов В. Г., Ситаров В. А. Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения или ненасилия // Знание, понимание, умение. 2017. № 1. С. 131-146.
10. Менделевич В. Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 50-58.
11. Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход: материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием, 22-23 ноября 2018 г. / под ред. П. В. Ткаченко. Курск: Изд-во КГМУ, 2018. 634 с.
12. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.
13. Сайно О. В., Морунов О. Е. Психология общения врача и пациента // Лечебное дело. 2019. № 3. С. 54-59.
14. Стеценко С. Г. Защита прав пациента и информированное согласие // Здравоохранение. 2001. № 12. С. 129-135.
15. Судьин С. А. Модели терапевтических отношений в социологических парадигмах // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1 (5). С. 396-401.
16. Тарасова С. А. Прогнозирование к клинической медицине // Инновации в науке: сборник статей по материалам XXX международной научно-практической конференции. Новосибирск, февраль 2014 г. / под ред. А. И. Гулина. Новосибирск: СибАК. С. 56-61.
17. Тарасова С. А. Сущностная характеристика прогностической компетенции медицинского работника // Преподаватель XXI век. 2014. № 4. С. 83-90.
18. Тимуца Д. Р. Сравнительные особенности антиципационной состоятельности и способности к прогнозированию у больных невротическими и соматоформными расстройствами // Практическая медицина. 2019. Т. 17, № 3, С. 79-83.
19. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское книжное издательство, 1991. 192 с.
20. Chandra S, Mohammadnezhad M, Ward P. Trust and Communication in a Doctor-Patient Relationship: A Literature Review // Journal of Healthcare Communications. № 3 (36). URL: doi.10.4172/2472-1654.100146 (дата обращения: 13.10.21).
21. Damarell R. A., Morgan D. D., Tieman J. J. General practitioner strategies for managing patients with multimorbidity: a systematic review and thematic synthesis of qualitative research // BMC Family Practice (электронный научный журнал). 2020. № 21(131). URL: https://doi.org/10.1186/s12875-020-01197-8 (дата обращения: 10.10.21).
22. Kalateh Sadati A. Critical Views on Doctor-Patient Interaction; An Overview on Iran // Shiraz E-Medical Journal (электронный научный журнал). 2017. № 18. URL: 10.5812/semj.58655 (дата обращения: 10.10.21).
23. Vassilopoulos S. F. Anticipatory processing in social anxiety // Behavioural and Cognitive Psychotherapy. 2004. № 32. P. 303-311.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 8

Лицензия Creative Commons