Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2021 №4

Название статьи ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ
Авторы Мишина М.М., Воробьева К.А.
Серия Психологические науки
Страницы 145 - 157
Аннотация Цель. Выявить индивидуально-психологические особенности подростков с разными предпочтениями в компьютерных играх. В статье отмечается, что разделение игр на такие жанры как «шутеры», «гонки», «квест», «стратегии», «ролевые» и «онлайн-игры» развивает различный спектр навыков, свойств и психологических качеств подростков.Авторами рассматриваются специфика игровой компьютерной деятельности, выбор жанров компьютерных игр подростками, а также описано положительное и отрицательное влияние компьютерных игр на их поведение. Процедура и методы. В статье рассматриваются связи показателей индивидуально-психологических особенностей подростков, полученные и проанализированные с помощью метода анкетирования (этот тип сбора данных был посвящён особенностям характера игровой активности), а также с помощью следующих методик: опросника «Подростки о родителях» (в адаптации Л. И. Вассерманова, И. А. Горьковой, Е. Е. Роминициной); «Диагностики межличностных отношений» (Т. Лири); «Методики исследования самооценки личности» (С. А. Будасси). Результаты. Анализ связи показателей индивидуально-психологических особенностей подростков с разными предпочтениями в компьютерных играх показали, что наибольшее влияние в формировании тенденции к излишней видеоигровой деятельности оказывают такие факторы, как выраженная враждебность родителей к подросткам и недостаточный позитивный интерес; в контексте отношений со сверстниками такими факторами являются доминирование, подозрительность и эгоистичность. Также было установлено, что подростки, играющие до 3 часов в сутки на смартфонах, увлекаются мобильными играми, в которые играют в перерыве между делами, при поездке в транспорте; они обычно не делают видеоигровую деятельность своим основным или важным хобби, а уделяют время на игру в перерывах между основными видами занятий. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты анализа и систематизации теоретического материала и проведения эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей подростков с разными предпочтениями в компьютерных играх могут быть использованы для своевременной диагностики личностного развития подрастающего поколения с целью гармонизации поведения. Разработка программ личностного роста подростков и психологических рекомендаций для родителей подростков «группы риска» по формированию компьютерной зависимости даст возможность избежать девиантного поведения.
Ключевые слова индивидуально-психологические особенности, подростки с разными предпочтениями в компьютерных играх, диагностика личностного развития, компьютерная зависимость, гармонизация поведения
Индекс УДК 159.9
DOI 10.18384/2310-7235-2021-4-145-157
Список цитируемой литературы 1. Войскунский А. Е., Петренко В. Ф., Смыслова О. В. Мотивация хакеров: психосемантическое исследование // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 104-118.
2. Волков А. Н. Стратегии преодоления Интернет-зависимости в подростковой среде // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Краснодар, 8 декабря 2016 г. / под ред. А. А. Тагановой, С. А. Павловой, И. С. Нестеренко, Н. А. Деевой, А. С. Бондаренко, А. С. Осиповой. Краснодар, Краснодарский университет МВД России, 2008. С. 144-150.
3. Воробьева К. А. Воздействие демонстрации в СМИ сцен насилия на развитие личности подростков // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. 2019. № 5. С. 37-43.
4. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Хрестоматия по детской психологии от младенца до подростка. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 656 с.
5. Грушина А.А., Данилова М. В. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой учёный. 2018. № 3 (189). С. 162-164.
6. Ениколопов С. Н. Массовая коммуникация и проблема насилия [Электронный ресурс] // Экология и жизнь. URL: http://www.ecolife.ru/zhurnal/articles/25570/ (дата обращения: 11.07.2021).
7. Ершова И. А., Чудинов Т. А., Пермякова М. Е. Личностные особенности подростков с разными стадиями компьютерной зависимости // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 2. С. 91-98.
8. Кочетков Н. В., Воложаева Е. Н. Взаимосвязь увлечённости онлайн-играми и мотивации к обучению разностатусных школьников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. С. 34-42.
9. Макалатия А. Г., Матвеева Л. В. Субъективные факторы притягательности компьютерных игр для детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2017. № 1 (25). С. 15-24.
10. Мишина М. М., Григорьева С. И., Губанов А. В. Интернет-зависимость и переживание одиночества современным молодым человеком // Гуманитарное пространство. 2018. Т. 7. № 3. С. 504-514.
11. Пахомова В. Г. Детско-родительские отношения как фактор развития игровой активности младшего школьника в поле игровой виртуальной реальности // Российский психологический журнал. 2016. №1. C. 105-112.
12. Собкин B. C., Евстингеева Ю. М. Особенности интереса учащихся к компьютерным играм: жанровые предпочтения // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий: материалы международной интернет-конференции. Москва, 20 марта 2001 г. / под ред. А. Е. Войскунского. М.: Моск. общ. науч. фонд, 2001. С. 26-35.
13. Фальков А. И. Ребёнок и компьютер // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 2000. № 4. С. 14.
14. Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлечённости компьютерными играми // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 1991. № 3. С. 27-39.
15. Grusser S. M., Thalermann R., Griffiths M. D. Excessive computer game playing: evidence for addiction and aggression? // CyberPsychology & Behavior. 2007. Vol. 10. № 2. P. 290-292.
16. Schutter B. D. Never too old to play: The appeal of digital games to an older audience // Games and Culture. 2011. T. 6. № 2. P. 155-170.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 2

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

DOAJ
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2022 Московский государственный областной университет
Официальный сайт журналов «Вестник МГОУ»

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.