Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2022 №1
Название статьи | ТРИ СОБАКИ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «СОБАКА»: О РОЛИ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОЭТИКЕ ПИСАТЕЛЯ |
Авторы | Круглова Е.Е. |
Серия | Русская филология |
Страницы | 68 - 75 |
Аннотация | Цель. Раскрыть аллегорический пласт рассказа И. С. Тургенева «Собака». Процедура и методы. В работе рассматривается рассказ И. С. Тургенева «Собака» с позиций психоаналитического литературоведения. Результаты. Анализ показал, что рассказ «Собака» можно понимать как текст, в структуре которого отчётливо проявляют себя элементы бессознательного. Образ одной из трёх собак, которые фигурируют в тексте, выступает метафорой тёмной стороны, не доступной сознанию главного героя. Рассказ И. С. Тургенева не является «безделкой», как считали многие современники. В своей интуиции о природе бессознательного писатель далеко опередил своё время, и его работа представляет опыт в области новой поэтики, принципы которой вырабатываются в позднем творчестве писателя, к которому принято относить всё им написанное после «Отцов и детей». Теоретическая и/или практическая значимость. Новый подход к анализу рассказа позволяет активизировать читательское восприятие текста и помогает раскрыть глубинные психологические и антропологические смыслы, скрывающиеся за аллегорическими и параболическими конструкциями. Он может быть использован для дальнейших исследований «таинственных повестей» И. С. Тургенева. |
Ключевые слова | бессознательное, И. С. Тургенев, мистическое, психоанализ, «Собака», сознание |
Индекс УДК | 821.161.1 |
DOI | 10.18384/2310-7278-2022-1-68-75 |
Список цитируемой литературы | 1. Барицкий Д. С. Мотив тоски в цикле «таинственных повестей» И. С. Тургенева // Евангельский текст в русской словесности : сборник тезисов докладов X Всероссийской научной конференции (с международным участием), Петрозаводск, 21-24 сентября 2020 г. Петрозаводск: Изд-во ПетрГу, 2020. С. 71-73. 2. Беляева И. А. Научная конференция к 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева: «Поздний Тургенев: тексты, события, оценки, проблемы наследия» // Stephanos. 2018. № 5 (31). С. 195-199. 3. Беляева И. А. Творчество И. С. Тургенева: фаустовские контексты. СПб.: Нестор-История, 2018. 248 c. 4. Беляева И. А., Круглова Е. Е. «Восточная легенда» И. С. Тургенева: психоаналитические смыслы лирического высказывания // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2019. № 4 (36). С. 8-16. 5. Головко В. М. И. С. Тургенев: искусство художественного философствования. М.: Флинта, 2018. 344 с. 6. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа / пер. с англ. И. Ю. Баклушинской, С. А. Баклушинского. Воронеж: НПО МОДЭК, 1994. 491 с. 7. Звездкина Э. Ф. Теория философии. M.: Эксмо: Слово, 2004. 448 с. 8. Пумпянский Л. В. Классическая традиция: собрание трудов по истории русской литературы. М.: Языки русской культуры, 2000. 864 с. 9. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции / пер. с нем. Г. В. Барышниковой. М.: Наука, 1991. 456 с. 10. Фрейд З. Сочинения по технике лечения: в 10 т. Т. 11: Дополнительный / пер. с нем. А. М. Боковикова. М.: Фирма СТД, 2008. 440 с. 11. Lieber E. “Mister Russian Beast”: Civilization’s Discontents in Turgenev // Russian Writers and the Fin de Siècle: The Twilight of Realism / ed. K. Bowers, A. Kokobobo. Cambridge: Cambridge University Press, 2015, pp. 89-106. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 15 |
