Вестник МГОУ. Серия: Философские науки / 2022 №1
Название статьи | МОРАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПЕРСКИХ ТРАДИЦИЙ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА И РОССИИ |
Авторы | Елдин М.А., Малоземов С.И. |
Серия | Философские науки |
Страницы | 6 - 15 |
Аннотация | Цель. Провести комплексный анализ перспектив формирования имперской традиции россиян как системы политической морали полиэтнического общества. Византия и балканские страны оказались предшественниками в указанном опыте формирования традиций. В российской спе-цифике она проявилась на основе её практической реализации в толерантном отношении человека к другим людям. Процедура и методы. В работе рассматриваются идеи взаимосвязи российской имперской традиции и духовного наследия Балкан. Утвердившись с принятием христианства, имперская традиция проявилась в нравственных поучениях мыслителей Средневековой Руси, в светских направлениях общественной мысли XVIII - первой половины XIX вв., в христианских, метафизических и идеалистических учениях о нравственности второй половины XIX - начала XX вв., в неортодоксальной советской этической мысли, в этике русского зарубежья и в современном светском контексте социального бытия. В российской этической мысли традиционно преимущественное внимание уделялось практическому аспекту идеи гуманизма, путям претворения её в жизнь. В ходе исследования применялись цивилизационный и формационный подходы, системно-структурный, сравнительно-исторический, диалектический и компаративный методы. Результаты. Определены ключевые компоненты социально-политической концепции отечественных истоков имперской традиции. В указанном плане отмечено, что произведения мыслителей Средневековой Руси выражали призыв к активной заботе о благе другого человека, деятельному человеколюбию, рассматривавшемуся как основа благочестия. Освещены вопросы сущности человеческой ценности, величия разума, совершенствования духа. Сделан вывод о том, что балканско-византийская традиция для россиян оказалась истоковой в формировании теоретических и практических концепций религиозной идентичности и моральной базы бытия культур. Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование позволяет получить представление о моральных и политических основах имперских традиций Балканского полуострова и России. Значительным вкладом российской этической мысли в теоретическую разработку проблемы духовного единства российского общества явился глубокий анализ путей практического воплощения идеи человека как высшей ценности в отношении к другим людям. |
Ключевые слова | византийское наследие, духовная культура, идентификация, религиозность, Русь, традиция, этничность |
Индекс УДК | 1(1-924.64)(471-0+571) |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Беляев Д. А., Скрипкин И. Н. Византизм К. Н. Леонтьева как концепция русской культурно-цивилизационной идентичности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (77). Ч. 1. С. 28-31. 2. Буровский А. М. Крах империи: Курс неизвестной истории. М.: АСТ, 2004. 462 с. 3. Варфоломей. Приобщение к Таинству: православие в современном мире / пер. Н. Л. Холмогоровой. М.: Эксмо, 2008. 366 с. 4. Волокитина Т. В. «Московский Ватикан»: замысел создания и попытки его реализации. 1943-1948 гг. // Славяне и Россия: славяне в Москве: к 870-летию со дня основания г. Москвы / отв. ред. С. И. Данченко. М.: Институт славяноведения РАН, 2018. С. 339-360. 5. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи: в 7 т. Т. 1 / пер. В. С. Неведомского. СПб.: Наука, 1997. 427 с. 6. Гонсалес Х. Л. История христианства: в 2 т. Т. 2: От эпохи Реформации до нашего времени / пер. Б. А. Скороходова. СПб.: Библия для всех, 2002. 377 с. 7. Городецкая Н. Б. «Сербы» или «югославы»: к вопросу о национальном самоопределении в социалистической Югославии // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2017. № 2 (22). С. 63-76. 8. Елдин М. А., Малоземов С. И. Аграрная политика Никейской империи и духовно-нравственный фактор в истории восстановления византийской державы // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2021. Т. 12. № 1. С. 119-132. 9. Жаворонков П. И. Положение и роль этнических групп в социально-политической структуре Никейской империи // Византийский временник. 1996. Т. 56 (81). С. 134-143. 10. Ильин В. В. Россия в сообществе мировых цивилизации. М.: КДУ, 2009. 198 с. 11. Пономарева Е. Г. Новые государства на Балканах. М.: МГИМО-Университет, 2010. 252 с. 12. Хохлов В. А. Византийская культура и философско-теологическая мысль России XIX в. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. Вып. 2. С. 229-233. 13. Шувалов В. И. Э. Гиббон и проблема христианства как социально-психологического феномена // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2019. № 1 (49). С. 79-89. 14. Эйзенштадт Ш. Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. 416 с. 15. Ahrweiler H. L’expérience nicеenne: L’an prochain а Constantinople // Dumbarton Oaks Papers. 1975. Vol. 29. - P. 21-40. 16. Angold M. A Byzantine Government in Exile: Government and Society under the Laskarids of Nicaea (1204-1261). Oxford: University Press, 1975. 332 p. 17. Dragović-Soso J. Spasioci nacije: intelectualna opozicija Srbije i oživljavanje nacionalizma. Beograd: Fabrika knjiga, 2004. 411 s. 18. Lecky W. E. H. A History of European Morals from Augustus to Charlemagne. Vol. 2. New York, Appleton and Company, 1869. 423 р. 19. Pappadopoulos J. B. Theodore II Lascaris, Empereur de Nicee. Paris: Librairie Alphonse Picard et fils, 1908. 214 р. 20. The Oxford Handbook of Byzantine studies / ed. by E. Jeffreys, J. Haldon, R. Cormack. New York: Oxford University Press, 2008. 1021 р. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 10 |
