Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика / 2022 №2

Название статьи Языковая интерпретация рекламных сообщений в масс-медийном дискурсе
Авторы Ефименко Т.Н., Зурабова Л.Р.
Серия Лингвистика
Страницы 6 - 16
Аннотация Цель. Подробно рассмотреть рекламные сообщения как жанр масс-медийного дискурса с точки зрения когнитивного подхода и выявить, на каких когнитивных механизмах основывается языковая интерпретация; определить типы языковой интерпретации.Процедура и методы. Проанализированы рекламные сообщения англоязычного массмедийного дискурса в интернете посредством использования лингвокогнитивного, аналитического методов и метода сплошной выборки рекламных сообщений на предмет выявления специфики языковой интерпретации.Результаты. Языковая интерпретация рекламных сообщений как познавательная деятельность человека проявляется в трёх основных типах: селективном, классифицирующем и оценивающем. В качестве когнитивного основания языковой интерпретации выступают следующие когнитивные механизмы: концептуальная метафора и метонимия, инференция и использование названия компании как когнитивного контекста.Теоретическая и/или практическая значимость. Обзор теоретической литературы, анализ практического материала и предложенные выводы способствуют развитию проблематики языковой интерпретации в рамках изучения различных жанров масс-медийного дискурса, в частности, рекламы. Практическая значимость состоит в возможности использования выводов в спецкурсах по языкознанию, психо- и социолингвистике.
Ключевые слова языковая интерпретация, когнитивные механизмы, реклама, масс-медийный дискурс
Индекс УДК 81.119
DOI 10.18384/2310-712X-2022-2-6-16
Список цитируемой литературы 1. Алефиренко Н. Ф. Когнитивно-дискурсивная парадигма языкового знака // Язык. Текст. Дискурс: научный альманах. Вып. 7. Ставрополь: Ставропольский гос. пед. ин-т, 2009. С. 7-17.
2. Афанасьева О. В. Имена прилагательные в системе кардинальных частей речи английского языка. М.: Центральный НИИ конструкционных материалов «Прометей», 1992. 95 с.
3. Болдырев Н. Н. Роль интерпретирующей функции в формировании языковых категорий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 1 (93). С. 9-16.
4. Болдырев Н. Н. Когнитивные схемы языковой интерпретации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 4 (49). С. 10-20. DOI:10.20916/1812-3228-2016-4-10-20
5. Болдырев Н. Н. Язык и система знаний. Когнитивная теория языка. М.: ЯСК, 2018. 480 с.
6. Добросклонская Т. Г. Новостной дискурс как объект медиалингвистического анализа // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: II Международная научно-практическая конференция: Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом: II Международный научный семинар : сборник научных работ / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. С. 13-22.
7. Ефименко Т. Н., Идилова И. С. Гендерная идентичность в рекламном дискурсе // Язык и литература в проблематике современных гуманитарных наук : сборник научных трудов по лингвистике и литературоведению / под ред. К. М. Барановой, О. Г. Чупрыны. М.: Принтика, 2021. С. 5-11.
8. Зурабова Л. Р. Коммуникативно-прагматический аспект переключения языковых кодов: стратегии и функции // Человек в информационном пространстве : сборник научных статей. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 292-298.
9. Кафтанджиев Х. Гармония в рекламной коммуникации. М.: Эксмо, 2005. 85 с.
10. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.
11. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении. Книга 1: Разум вне машины / пер. с англ. И. Б. Шатуновского. М.: Гнозис, 2011. 512 с.
12. Медведев Е. В. Рекламная коммуникация. М.: ЛЕНАНД, 2016. 304 с.
13. Олянич А. В. Презентационная теория дискурса : монография. М.: Гнозис, 2007. 407 с.
14. Томская М. В. Рекламный дискурс в гендерном аспекте (аналитический обзор) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. Вып. 17 (703). С. 95-108.
15. Трошина Н. Н. О языке средств массовой информации: к постановке вопроса // Язык средств массовой информации : сб. обзоров. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2007. С. 5-13.
16. Fauconnier G. Methods and Generalizations // Cognitive Linguistics: Foundations, Scope, and Methodology. Berlin: Mouton de Gruyter, 1999. P. 95-124.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 9

Лицензия Creative Commons