Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика / 2022 №2
Название статьи | Семантические особенности лингвистических средств выражения категории модальности в художественной литературе (на материале повести-сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес») |
Авторы | Горбунова Е.В., Донскова И.И., Пугина Е.Ю., Яшенкова Л.А. |
Серия | Лингвистика |
Страницы | 38 - 47 |
Аннотация | Цель. Статья посвящена изучению категории модальности и семантических особенностей лингвистических средств её выражения в жанре литературного произведения. Материалом исследования послужила англоязычная повесть-сказка Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес», изданная в 1865 г. Сюжет произведения построен на невероятности событий, и в этой связи авторам статьи представлялось важным изучить эпистемические квалификаторы, которые отражают степень вероятности того или иного события.Процедура и методы. На основе методов сплошной выборки, структурно-семантического и стилистического анализа были выделены и описаны лексические, лексико-грамматические, грамматические и графические средства выражения категории модальности. На основе статистического анализа были сделаны выводы о частотности использования этих средств.Результаты. В результате проведённого исследования были выделены лексические средства выражения модальности (модальные слова, глаголы с модальным значением, прилагательные, вспомогательные глаголы и междометия), лексико-грамматические (модальные глаголы и устойчивые сочетания с модальными глаголами), грамматические (наклонения, восклицательные предложения, риторические вопросы), графические (выделенные слова). Были также проанализированы семантические оттенки данных средств (возможность, сомнение, уверенность, предположение, разочарование, вежливая просьба, совет, рекомендация, желание и пожелание, недоумение, удивление), которые наиболее точно передают эмоциональные высказывания и характерные черты героев сказки, создают особую тональность и колорит данного художественного произведения.Теоретическая и практическая значимость. Помимо собственно теоретической значимости, результаты проведённого исследования могут найти применение и в педагогической практике высшей школы, в частности в учебных курсах лингвистической семантики, теоретической грамматики, стилистики и др. |
Ключевые слова | модальность, эпистемические классификаторы, семантические особенности, модальные слова, глаголы с модальным значением, междометия, косвенные наклонения, восклицательные предложения |
Индекс УДК | 811.111.1’42 |
DOI | 10.18384/2310-712X-2022-2-38-47 |
Список цитируемой литературы | 1. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Виноградов В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. С. 53-57. 2. Давыдова Л. А. Элементы модальности в структуре современного английского предложения: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1968. 19 с. 3. Ермолаева Л. С. Система средств выражения модальности в современных германских языках: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1964. 14 с. 4. Зверева Е. А. Научная речь и модальность. Л.: Наука, 1983. 158 с. 5. Золотова Г. А. О модальности предложения в русском языке // Филологические науки. 1962. № 4. С. 65-79. 6. Мирискаева К. Ш. Концептуализация модальности в разносистемных языках (на материале глагола can и его вербализаторов в русском языке): дис. … канд. филол. наук. Пятигорск, 2018. 222 с. 7. Смирницкий А. И. Морфология английского языка. М.: Изд-во лит-ры на ин. яз., 1959. 440 с. 8. Стеля С. С. Просодические средства выражения модальности в риторическом вопросе в немецком языке // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Серыя 4: Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2006. № 3. С. 68-74. 9. Чумакова Т. В., Малышева О. К. Восклицательные предложения в детском дискурсе прозы А. П. Гайдара // Молодой ученый. 2015. № 23-2 (103). С. 93-95. 10. Ehrman M. E. The meanings of the modals in Present-Day English. M.: Higher School Publishing House, 1986. 430 p. 11. Hermeren L. On Modality in English: a study of the semantics of the modals. Lund: Lund University Press, 1978. 195 p. (Series: Lund Studies in English, 53). 12. Leech G. Meaning and the English verb. London: Longman, 1971. 131 p. 13. Lyons J. Linguistic Semantics: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 376 p. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 7 |
