Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2022 №3

Название статьи Психологическое наследие К. М. Гуревича
Авторы Акимова М.К., Персиянцева С.В.
Серия Психологические науки
Страницы 6 - 20
Аннотация Цель. Исследование научного вклада выдающегося учёного К. М. Гуревича в развитие дифференциальной психологии, психологии труда, психологической диагностики. Статья подготовлена к 110-летию Психологического института РАО.Процедура и методы. В статье рассматриваются научные направления и психологические школы Института. Исследуются заслуги сотрудников Института в области образования и науки с помощью биографических, библиографических методов и интервью.Результаты. К. М. Гуревич разрабатывал вопросы профессиональной пригодности с позиций теории основных свойств нервной системы. Исследовал проблемы вариативности индивидуально-психологических различий. В статье анализируются взгляды учёного о принципах разработки и верификации методов психологической диагностики. Им создана концепция социально-психологических нормативов. Концепция нашла своё практическое воплощение в разработках отечественных тестов умственного развития.Теоретическая и/или практическая значимость. В статье обобщён материал о научной деятельности сотрудника Психологического института РАО и выдающегося учёного К. М. Гуревича.
Ключевые слова дифференциальная психофизиология, нормативный подход, психодиагностика, психология индивидуальности1
Индекс УДК 159.99
DOI 10.18384/2310-7235-2022-3-6-20
Список цитируемой литературы 1. Акимова М. К., Горбачева Е. И. Нормативный подход в психодиагностике: обоснование и разработка методики // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 2. С. 45-56.
2. Акимова М. К., Горбачёва Е. И., Козлова В. Т. Тест умственного развития взрослых // Психологическая диагностика. 2010. № 1. С. 25-62.
3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Диагностика умственного развития детей. СПб.: Питер, 2006. 240 с.
4. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Историческая память // Россия в ХХI веке: Великая Отечественная война и историческая память: материалы международной научной конференции, г. Москва, 21-23 июня 2021 г. / под общ. ред. М. Ч. Залиханова. М.: Российская академия наук: Международный независимый эколого-политологический университет: Московский психолого-социальный университет, 2021. С. 750-756.
5. Акимова М. К., Персиянцева С. В. Особенности человеческого и социального капитала как факторов социальной безопасности // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования: материалы международной научной конференции, г. Москва, 27-28 апреля 2021 г. / под ред. В. И. Моросанова, Ю. П. Зинченко. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С. 143-149. DOI: 10.24412/cl-36466-2021-1-143-149
6. Гуревич К. М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1966. 64 с.
7. Гуревич К. М. Дифференциальная психофизиология и психодиагностика: избранные труды. СПб.: Питер, 2008. 335 с.
8. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1988. 79 с.
9. Гуревич К. М. Индивидуальный подход к учащимся при производственном обучении. М.: Профтехиздат, 1963. 76 с.
10. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 378 с.
11. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. 271 с.
12. Гуревич К. М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992. 79 с.
13. Гуревич К. М. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985. 80 с.
14. Ждан А. Н. Л. С. Выготский и научные школы Московского университета: единство в разнообразии // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3. № 1. С. 29-34.
15. Климов Е. А. Константин Маркович Гуревич как путеводитель. Штрихи к портрету // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. № 2. С. 166-167.
16. Рубцов В. В. Психологический институт Российской академии образования: история и современность // Культурно-историческая психология. 2012. № 3. С. 110-117.
17. Рубцов В. В. Психологический институт Российской академии образования: история и современность (К 100-летию Психологического института им. Л. Г. Щукиной) // Мир психологии. 2012. № 4 (72). С. 249-260.
18. Рубцов В. В. Психологический институт Российской академии образования: история и современность // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 94-103.
19. Рубцов В. В., Шукова Г. В. Психологические исследования как ресурс развития образовательной практики: научные проекты Психологического института РАО // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 126-136. DOI: 10.17759/pse.2018230111
20. Серова О. Е. Интеллектуальная история научной школы Г.И. Челпанова как информационный ресурс интегративной базы мировой психологии: к 110-летию создания Психологического института // Наука. Исследования. Практика: материалы Всероссийской научной конференции, г. Санкт-Петербург, 23 февраля 2022 г. / под ред. Ю. Ф. Эльзессер. СПб.: Нацразвитие, 2022. С. 23-27. DOI: 10.37539/SRP301.2022.57.43.005
21. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 328 с.
22. Теплов Б. М. Психология индивидуальных различий. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. 544 с.
23. Теплов Б. М. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967. 288 с.
24. Kline P. A handbook of test construction: introduction to psychometric design. London; New York: Methuen, 1986. 259 p
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 3

Лицензия Creative Commons