Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2023 №1
Название статьи | Психологическая готовность учащихся раннего юношеского возраста к активной самореализации: методический инструментарий |
Авторы | Андреева А.Д., Лисичкина А.Г. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 96 - 109 |
Аннотация | Цель. Верификация «Опросника исследования самореализации», разработанного М. Р. Гинзбургом (М. Р. Гинзбург, 1996) в качестве психодиагностической методики для определения готовности к активному самоопределению и самореализации учащихся раннего юношеского возраста.Процедура и методы. «Опросник исследования самореализации» (М. Р. Гинзбург, 1996), направленный на выявление творческих и репродуктивных установок юношей и девушек; «Опросник профессиональных установок подростков» (И. М. Кондаков, 1989); опросник «Эмоциональное отношение к будущему» (М. Р. Гинзбург, 1996). В исследовании приняли участие старшеклассники (10–11 классы) и студенты первых курсов колледжей в возрасте 16–18 лет, всего – 412 человек (176 юношей и 236 девушек). Статистический анализ данных проводился с применением эксплораторного факторного анализа, коэффициента внутренней согласованности α-Кронбаха, коэффициентов ранговой корреляции Спирмена. Полученные материалы обработаны с помощью статистического пакета SPSS 23.0.Результаты. Показано, что разработанный М. Р. Гинзбургом «Опросник исследования самореализации» в действительности выявляет не уровни творческого или репродуктивного отношения к самореализации, а меру активности / пассивности субъекта в контексте самоопределения. Модифицированный нами в части обработки и интерпретации результатов исследования опросник может стать полноправным психодиагностическим инструментом в работе практических психологов по профессиональному самоопределению учащихся раннего юношеского возраста в условиях постиндустриальной экономики. Полагая собственную активность субъекта важным условием успешной самореализации, мы назвали методику «Опросник активности в самореализации».Теоретическая и/или практическая значимость определяется запросом современного общества на обновление и создание современного инструментария для изучения готовности к профессиональному и жизненному самоопределению учащихся раннего юношеского возраста в условиях постиндустриальной экономики. |
Ключевые слова | активность, готовность к профессиональному самоопределению, диагностические методы, ранний юношеский возраст, самореализация |
Индекс УДК | 159.9.072 |
DOI | 10.18384/2310-7235-2023-1-96-109 |
Список цитируемой литературы | 1. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: автореф. дис.… канд. психол. наук. СПб., 2005. 18 с. 2. Андреева А.Д., Лисичкина А.Г. Проблема профессионального самоопределения юношества в исследованиях Психологического Института: 1920–2020-ые гг.// Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т.15. № 3. С.198–210. DOI: 10.24412/2073-0861-2022-3-198-210. 3. Багова Р.Х.Субъективное пространство возможного действия как фактор самоопределения личности (у учащихся общеобразовательных школ): дис....канд. психол. наук. М., 2002. 144 с. 4. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: автореф. дис.… канд. психол. наук. СПб., 1998. 17 с. 5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с. 6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Е.Н.Степанов, Л.В.Байбородова, А.А.Андреев, С.М.Петрова. М.: Сфера, 2001. 128 с. 7. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения: дис.… д-ра психол. наук. М., 1996. 261 с. 8. Данилова Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2022. Т.10. № 1. С.6–27. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-6. 9. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. 1975. № 6. С.21–33. 10. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с. 11. Кондаков И.М.Индивидуально-психологические особенности подростков в выборе профессии: дис.… канд. психол. наук. М., 1989. 153 с. 12. Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. Шкала карьерно-адаптационных способностей М.Савикаса и Э.Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т.18. № 3. С.555–575. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-3-555-575. 13. Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование. 2019. Т.24. № 1. C.50–68. DOI: 10.17759/pse.2019240104. 14. Ayotte B., Revell A., Belanger N. The examination of instrumental activities of daily living and perceived adulthood in emerging adults // The International Journal of Aging and Human Development. 2020. Vol. 91. № 4. P.467–475. DOI: 10.1177/0091415020907312. 15. Bellingtier J.A., Neupert S.D. Daily Subjective Age in Emerging Adults: “Now We’re Stressed Out” // Emerging Adulthood. 2019. Vol.7. № 6. P.468–477. DOI: 10.1177/2167696818785081. 16. Boisvert S., Dion J., Poulin F. Transition-To-Adulthood Profiles and Well-Being: Similarities and Distinctions Among Urban and Remote Contexts// Emerging Adulthood. 2020. Vol.10. № 5. URL: https://journals.sagepub.com (дата обращения: 18.01.2023). 17. Da Guarda R.F. Measurements of the self: notes on the impacts of datafication on the representations of subjectivity within the professional context // Revista Ibero-Americana de Ciencia da Informacao. 2020. Vol.13. № 1. P.276–288. DOI: 10/26512/rici.v13.nl.2020.29528. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 3 |
