Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика / 2023 №1

Название статьи Когнитивная метафора в исследовании понятия клиентоориентированности как организационной ценности
Авторы Ефремова E.В.
Серия Лингвистика
Страницы 35 - 41
Аннотация Цель работы заключается в изучении восприятия метафор, употребляемых для внедрения клиентоориентированности как ценности в корпоративном дискурсе современных российских организаций.Процедуры и методы. В исследовании использовался метод социолингвистического опроса на основании оригинального авторского опросника. Полученные данные были интерпретированы с позиций лингвистики и психологии. Всего в опросе приняли участие 150 человек из 50 городов РФ, средний возраст респондентов – 45 лет.Результаты. Установлено, что метафора «клиентоориентированность – это театр» отрицается, а метафора «клиентоориентированность – это любовь» предпочитается респондентами. Подтверждено, что в данный момент определение клиентоориентированности претерпевает изменения, связанные с переосмыслением главных ценностей в сфере обслуживания.Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты вносят вклад в исследование когнитивной метафоры как инструмента речевого воздействия, а также позволяют уточнить семантические отношения между исследуемыми понятиями.
Ключевые слова организационный дискурс, метафора, когнитивная метафора, клиентоориентированность
Индекс УДК 81-139
DOI 10.18384/2310-712X-2023-1-35-41
Список цитируемой литературы 1. Артемов О.Ю., Овчинников С.А. Организационные метафоры и особенности их применения в практике современного менеджмента // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. № 2 (4). С. 103–112.
2. Бородулина Н.Ю., Макеева М.Н. Метафоризация как способ концептуализации и категоризации субъектов мира экономики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 1 (14). С. 75–79.
3. Бурдье П. Символический капитал // Бурдье П. Практический смысл / пер. с фр.; общ. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. С. 96–104.
4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. 304 с.
5. Дебор Г. Общество спектакля / пер. с фр. М.: Опустошитель, 2011. 117 с.
6. Ефремова М.В., Чкалова О.В. Обобщение и систематизация подходов к определению понятия «Клиентоориентированность» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 2 (42). С. 17–24.
7. Колесников И.Д. Комментарий к метафоре THEATRUM MUNDI в античности // Вестник развития науки и образования. 2019. № 2. С. 148–156.
8. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры / под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. С. 387–415.
9. Майкова Т.А. Концептуальная метафора в терминологии социологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2015. № 3. С. 65–72.
10. (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем / ред. В. В. Красных. М.: Гнозис, 2017. 392 с.
11. Опарина Е.О. Метафора в дискурсе // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. 2021. № 3. С. 131–141. DOI: 10.31249/ling/2021.03.10.
12. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании картины мира // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира / отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1988. С. 173–204.
13. Трушкина Н.В., Рынкевич Н.С. Клиентоориентированность: основные подходы к определению // Бізнес Інформ. 2019. № 8. С. 244–252.
14. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях // Вопросы языкознания. 1996. № 2. С. 68–78.
15. Ядов В.А. Попытка переосмыслить концепцию фреймов Ирвинга Гофмана // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 2. С. 85–97.
16. Berti M. Elgar Introduction to Organizational Discourse Analysis. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2017. 224 p.
17. Packard G., Berger J. How Concrete Language Shapes Customer Satisfaction // Journal of Consumer Research. 2021. Vol. 47. Iss. 5. P. 787–806. DOI: 10.1093/jcr/ucaa038.
18. Van Herck R., Dobbenie B., Decock S. Personversus content-oriented approaches in English and German email responses to customer complaints: a cross-cultural analysis of moves and first-person pronouns // Intercultural Pragmatics. 2021. Vol. 18. Iss. 2. P. 203–243. DOI: 10.1515/ip-2021-2003.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 4

Лицензия Creative Commons