Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2023 №2

Название статьи Формирование патриотизма у молодёжи в современных социокультурных условиях: теоретические и практические аспекты
Авторы Скворцов И.П., Глотов С.А.
Серия Педагогика
Страницы 6 - 20
Аннотация Актуальность исследования вызвана необходимостью осмысления ценности патриотизма как приоритета государственной и образовательной политики России. В статье рассматриваются актуальные методологические и методические аспекты формирования патриотизма у молодёжи в современной России. Важность проблемы связывается с поиском идей, способных создать фундамент суверенитета и самобытного развития российского государства.Цель – выявление организационно-педагогических условий формирования патриотизма у современной российской молодёжи.Методами исследования выступали: анализ, синтез, систематизация, документарная экспертиза, обобщение.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены организационно-педагогические условия формирования патриотизма молодёжи в современных социокультурных условиях: опора на комплексность российской идентичности; формирование представлений о специфике России как государства и цивилизации, глубокое понимание и следование традиционным российским духовно-нравственным ценностям; акцент на формирование деятельностного характера патриотизма, гражданской ответственности и созидательной активности; сосредоточенность воспитательной работы на осознании и понимании молодёжью российских интересов, ценностей, исторической ответственности за будущее российского государства; грамотное обращение к эмоционально-чувственной сфере молодёжи; готовность организаторов воспитательной деятельности к аргументированному разговору о патриотическом воспитании.Результаты исследования. Выявлена органическая связь категории патриотизма с проблемой идентичности, что позволит выделить виды патриотизма и, соответственно, методологические и методические инструменты его формирования. Охарактеризованы включённости проблематики патриотизма в современный дискурс традиционных российских ценностей. Раскрыты правовые инструменты формирования патриотизма в новой редакции Конституции России 2020 г. и в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Выявлены критерии патриотичности сознания и поведения человека, групп населения, народа в целом. Определены общеприменимые средства формирования патриотизма в процессе воспитательной работы в целом, а также в ходе образовательного процесса в вузах.Выводы. Отмечены объективные препятствия деятельности по формированию патриотизма и условия её эффективности. Сделан акцент на комплексность и содержательность воспитательного воздействия, подчёркнута при этом необходимость нешаблонного и неформального подхода, важность не количества протокольных мероприятий в календарном плане воспитательной работы и в программах воспитательной работы, а выверенной ценностной основы патриотического воспитания. В работе были сформулированы соответствующие методические рекомендации.
Ключевые слова ценности, патриотизм, гражданское воспитание,  патриотическое воспитание, гражданская идентичность, социализация, воспитательная работа.
Индекс УДК 37.017.4
DOI
Список цитируемой литературы 1. Багдасарян В. Э., Сильвестр (Лукашенко), архим. Традиционные ценности: стратегия цивилизационного возрождения: монография. Ярославль: Специализированный полиграфический комбинат, 2022. 256 с.
2. Борытко Н. М., Сергеев Н. К. Воспитание гражданской позиции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (98). С. 16–22.
3. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодёжи к военной службе: история и современность: учебно-методические материалы / Р. В. Балашов, В. И. Лутовинов, И. В. Метлик, С. П. Поляков. Москва: Сотис, 2014. 190 с.
4. Воспитание в высшей школе: от теории к практике: монография / Н. Н. Киселев, Л. С. Пастухова, Н. Л. Селиванова, А. Б. Безбородов. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2021. 501 с.
5. Григорьева-Голубева В. А. Педагогическая аксиология: условия совершенствования образовательной деятельности: монография. Санкт-Петербург: Ленинградский гос. университет им. А. С. Пушкина, 2012. 215 с.
6. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социс. Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37–50.
7. Кирьякова А. В., Фролов О. В. Избранные труды по педагогической аксиологии и культурологии образования: сборник научных трудов. Ставрополь: Логос, 2020. 301 с.
8. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательская работа / под ред. В. И. Лутовинова. Москва: Армпресс, 2006. 62 с.
9. Ососков В. П., Ковтун В. Т. Теория и практика воспитательной работы: научно-методический труд. Москва: ЭКО-Пресс, 2021. 628 с.
10. Педагогическая аксиология: монография / В. А. Сластенин и др. Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2008. 293 с.
11. Саратовцева Н. В., Королева А. А. Единство трудового и патриотического воспитания современной молодёжи // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 144–147.
12. Скворцов И. П. К вопросу о критериях определения традиционных ценностей российской цивилизации // Новое в российском и международном праве: межвузовский научный сборник. Вып. XVI / под ред. С. А. Глотова. Москва: Московский государственный областной педагогический университет, 2023. С. 52–62.
13. Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования: учебно-методическое пособие для организаторов воспитательной деятельности и профессорско-преподавательского состава системы высшего образования России / Е. А. Певцова, В. Е. Цибульникова, М. В. Николаев, А. С. Зинченко. Москва: Московский государственный областной университет, 2021. 208 с.
14. Цибульникова В. Е. Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 6–17. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-6-17.
15. Циулина М. В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды: монография. Челябинск: Цицеро, 2012. 203 с.
16. Tsibulnikova V. E. Priorities of educational policy, pedagogical science and practice in the Digital age or seven maxims of modern pedagogy // Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2022. № 4. P. 6–26. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-6-26.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 4

Лицензия Creative Commons