Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2023 №2
Название статьи | Формирование патриотизма у молодёжи в современных социокультурных условиях: теоретические и практические аспекты |
Авторы | Скворцов И.П., Глотов С.А. |
Серия | Педагогика |
Страницы | 6 - 20 |
Аннотация | Актуальность исследования вызвана необходимостью осмысления ценности патриотизма как приоритета государственной и образовательной политики России. В статье рассматриваются актуальные методологические и методические аспекты формирования патриотизма у молодёжи в современной России. Важность проблемы связывается с поиском идей, способных создать фундамент суверенитета и самобытного развития российского государства.Цель – выявление организационно-педагогических условий формирования патриотизма у современной российской молодёжи.Методами исследования выступали: анализ, синтез, систематизация, документарная экспертиза, обобщение.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Выявлены организационно-педагогические условия формирования патриотизма молодёжи в современных социокультурных условиях: опора на комплексность российской идентичности; формирование представлений о специфике России как государства и цивилизации, глубокое понимание и следование традиционным российским духовно-нравственным ценностям; акцент на формирование деятельностного характера патриотизма, гражданской ответственности и созидательной активности; сосредоточенность воспитательной работы на осознании и понимании молодёжью российских интересов, ценностей, исторической ответственности за будущее российского государства; грамотное обращение к эмоционально-чувственной сфере молодёжи; готовность организаторов воспитательной деятельности к аргументированному разговору о патриотическом воспитании.Результаты исследования. Выявлена органическая связь категории патриотизма с проблемой идентичности, что позволит выделить виды патриотизма и, соответственно, методологические и методические инструменты его формирования. Охарактеризованы включённости проблематики патриотизма в современный дискурс традиционных российских ценностей. Раскрыты правовые инструменты формирования патриотизма в новой редакции Конституции России 2020 г. и в Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Выявлены критерии патриотичности сознания и поведения человека, групп населения, народа в целом. Определены общеприменимые средства формирования патриотизма в процессе воспитательной работы в целом, а также в ходе образовательного процесса в вузах.Выводы. Отмечены объективные препятствия деятельности по формированию патриотизма и условия её эффективности. Сделан акцент на комплексность и содержательность воспитательного воздействия, подчёркнута при этом необходимость нешаблонного и неформального подхода, важность не количества протокольных мероприятий в календарном плане воспитательной работы и в программах воспитательной работы, а выверенной ценностной основы патриотического воспитания. В работе были сформулированы соответствующие методические рекомендации. |
Ключевые слова | ценности, патриотизм, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, гражданская идентичность, социализация, воспитательная работа. |
Индекс УДК | 37.017.4 |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Багдасарян В. Э., Сильвестр (Лукашенко), архим. Традиционные ценности: стратегия цивилизационного возрождения: монография. Ярославль: Специализированный полиграфический комбинат, 2022. 256 с. 2. Борытко Н. М., Сергеев Н. К. Воспитание гражданской позиции // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (98). С. 16–22. 3. Военно-патриотическое воспитание и подготовка молодёжи к военной службе: история и современность: учебно-методические материалы / Р. В. Балашов, В. И. Лутовинов, И. В. Метлик, С. П. Поляков. Москва: Сотис, 2014. 190 с. 4. Воспитание в высшей школе: от теории к практике: монография / Н. Н. Киселев, Л. С. Пастухова, Н. Л. Селиванова, А. Б. Безбородов. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2021. 501 с. 5. Григорьева-Голубева В. А. Педагогическая аксиология: условия совершенствования образовательной деятельности: монография. Санкт-Петербург: Ленинградский гос. университет им. А. С. Пушкина, 2012. 215 с. 6. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социс. Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37–50. 7. Кирьякова А. В., Фролов О. В. Избранные труды по педагогической аксиологии и культурологии образования: сборник научных трудов. Ставрополь: Логос, 2020. 301 с. 8. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательская работа / под ред. В. И. Лутовинова. Москва: Армпресс, 2006. 62 с. 9. Ососков В. П., Ковтун В. Т. Теория и практика воспитательной работы: научно-методический труд. Москва: ЭКО-Пресс, 2021. 628 с. 10. Педагогическая аксиология: монография / В. А. Сластенин и др. Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2008. 293 с. 11. Саратовцева Н. В., Королева А. А. Единство трудового и патриотического воспитания современной молодёжи // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 144–147. 12. Скворцов И. П. К вопросу о критериях определения традиционных ценностей российской цивилизации // Новое в российском и международном праве: межвузовский научный сборник. Вып. XVI / под ред. С. А. Глотова. Москва: Московский государственный областной педагогический университет, 2023. С. 52–62. 13. Управление системой воспитательной работы в образовательной организации высшего образования: учебно-методическое пособие для организаторов воспитательной деятельности и профессорско-преподавательского состава системы высшего образования России / Е. А. Певцова, В. Е. Цибульникова, М. В. Николаев, А. С. Зинченко. Москва: Московский государственный областной университет, 2021. 208 с. 14. Цибульникова В. Е. Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 6–17. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-6-17. 15. Циулина М. В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды: монография. Челябинск: Цицеро, 2012. 203 с. 16. Tsibulnikova V. E. Priorities of educational policy, pedagogical science and practice in the Digital age or seven maxims of modern pedagogy // Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2022. № 4. P. 6–26. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-1-6-26. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 4 |
