Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2023 №2

Название статьи Аксиологические основы профилактики мобильной зависимости подростков
Авторы Лабарешных Н.Н.
Серия Педагогика
Страницы 21 - 29
Аннотация Актуальность. В статье раскрывается активный поиск путей решения проблем профилактики мобильной зависимости подростков, осуществляемый учёными в области педагогики, психологии и медицины и развивающийся в двух направлениях: изучение непосредственно самого процесса профилактики мобильной зависимости несовершеннолетних с определением структуры, форм и методов её организации, а также рассмотрение вопросов реализации этого поведения несовершеннолетних в таких видах, как кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) и сетеголизм (интернет-зависимость).Цель. Обоснование аксиологических оснований профилактики мобильной зависимости подростков.Методология и методы исследования. Методологическую основу предпринятого исследования составляют содержательные основы аксиологического подхода в контексте профилактики мобильной зависимости подростков. Изыскание проводилось с использованием сравнительного анализа источников и содержания анализируемых дефиниций, синтеза полученной информации по вопросам профилактики мобильной зависимости, систематизации и обобщения при уточнении исследуемых понятий. Методами исследования послужили анализ и обобщение научно-педагогической литературы, сравнение, сопоставление, моделирование.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна включает описание применимости аксиологического подхода при организации непосредственно профилактической работы с несовершеннолетними, проявляющими поведенческие отклонения, связанные с мобильной зависимостью. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия профилактики мобильной зависимости подростков, которое недостаточно исследовано в трудах учёных-педагогов и психологов в контексте аксиологических оснований названной деятельности. Практическая значимость заключена в определении основы формирования у несовершеннолетних системы ценностей, базирующейся на самостоятельной рефлексии и нивелировании факторов риска формирования мобильной зависимости при сохранении возможностей использования мобильных устройств в повседневной жизни для решения разнообразных задач социального бытия подростка.Результаты исследования. К результатам предпринятого исследования можно отнести выявление аксиологических оснований профилактики мобильной зависимости подростков, опирающихся на ценностные аспекты организации их жизнедеятельности и ориентирование в работе с ними на выработку ценностного мировоззрения гуманистического характера.Выводы. Процесс профилактики мобильной зависимости подростков объективно может опираться на аксиологические основания этой деятельности, основанной на самостоятельной рефлексии и нивелировании факторов риска формирования мобильной зависимости при сохранении возможностей использования мобильных устройств в повседневной жизни для решения разнообразных задач социального бытия подростка.
Ключевые слова подростки, мобильная зависимость, профилактика мобильной зависимости подростков, аксиологический подход
Индекс УДК 37.01
DOI
Список цитируемой литературы 1. Алексеенко С. Н., Дробот Е. В. Профилактика заболеваний. Москва: Издательский дом Академии естествознания, 2015. 449 с.
2. Бабина А. А. Роль аксиологического подхода в творческом проектировании учебно-тренировочного процесса // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С. 38–41.
3. Верхотурова Ю. А. Аксиологический подход в формировании содержания дошкольного образования // Понятийный аппарат педагогики образования: коллективная монография. Вып. 10. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 2018. С. 96–103.
4. Галагузова Ю. Н., Лабарешных Н. Н. Профилактика мобильной зависимости подростков в деятельности классного руководителя // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 171–177.
5. Гершунский Б. С. Философия образования: статус, проблемы, перспективы. Москва: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1992. 18 с.
6. Данилкова М. П. Аксиологический подход как фактор повышения качества образования в техническом университете // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 3 (28). С. 109–113.
7. Елисеева Е. Ю., Карева А. И. Изучение зависимости от интернета и мобильных устройств у школьников, гендерные и возрастные особенности // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 4. С. 131–133.
8. Каветских Е. А., Ляпустина А. Е. Компьютерная и мобильная зависимость: причины и профилактика // Конкурентоспособность территорий: материалы XXI Всероссийского экономического форума молодых учёных и студентов / Екатеринбург, 23–27 апреля 2018 г. Т. 1. Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2018. С. 50–52.
9. Лабарешных Н. Н., Высотина А. С. Мобильная зависимость студентов // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 12-1. С. 94–98.
10. Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монография / М. В. Богуславский, Н. А. Асташова, Е. В. Бирюлина, Л. В. Садовая, О. В. Верхорубова. Брянск: Десяточка, 2013. 300 с.
11. Равкин З. И. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). Москва: Институт теории образования и педагогики РАО, 1995. 631 с.
12. Розин В. М. Философия образования: этюды-исследования. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2007. 576 с.
13. Сапунова А. А. На пути к наблюдателю технической реальности // Идеи и Идеалы. 2016. № 3 (29). Т. 2. С. 45–55.
14. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2003. 192 с.
15. Сталинская Е. П. Мобильная зависимость школьников как фактор возможной их активизации в учебном процессе // Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества: III Международная научно-практическая интернет-конференция / Казань, 5 марта 2015 г. Казань: ИП Синяев Д. Н., 2015. С. 86–90.
16. Markova V., Pleshakov V., Shesterina A. Practices of teaching and upbringing of young people in the Internet space// SHS Web of Conferences. 2021. № 98. URL: https://www.shsconferences.org/articles (дата обращения: 01.12.2022).
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 2

Лицензия Creative Commons