Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2023 №2

Название статьи Особенности проведения лабораторного практикума по физике с использованием цифрового оборудования в условиях цифровой трансформации вузов
Авторы Ципинова А.Х., Шебзухова М.А.
Серия Педагогика
Страницы 30 - 42
Аннотация Актуальность исследования вызвана необходимостью модернизации высшего образования в условиях внедрения цифровых технологий и подготовки специалистов, обладающих цифровым мышлением и цифровыми компетенциями.Цель – обоснование постановки и разработка методики проведения лабораторного практикума по курсу общей физики с применением современного цифрового оборудования и программного обеспечения.Методы исследования. Исследования опираются на методологию проведения лабораторного практикума по курсу общей физики, основанную на многолетнем опыте работы преподавателей Института физики и математики Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ). Применяется аналитический метод при анализе и классификации современного лабораторного оборудования по физике.Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость. Разработана методика проведения лабораторного практикума по курсу общей физики, которая позволит подготовить выпускников образовательных программ по естественно-научным направлениям, обладающих необходимыми навыками и компетенциями в условиях цифровой трансформации вузов.Результаты исследования. Предложен лабораторный практикум по курсу общей физики для вузов с применением цифровых технологий. Дан анализ современного цифрового оборудования, используемого при проведении лабораторных работ. Проведена классификация работ по методике проведения эксперимента и обработки результатов с применением программного обеспечения.Выводы. Использование цифрового оборудования при проведении физического лабораторного практикума в вузах способствует повышению качества обучения студентов, повышает их мотивацию и способствует формированию цифровых и исследовательских компетенций, что является необходимым условием подготовки современных специалистов в условиях цифровой трансформации современного общества.
Ключевые слова цифровизация, лабораторный практикум, цифровое оборудование, физика, исследовательская компетенция, высшее образование
Индекс УДК 372.853
DOI
Список цитируемой литературы 1. Антонова Д. А., Оспенникова Е. В., Оспенников Н. А. Система дидактического обеспечения лабораторных занятий по физике в условиях применения средств ИКТ // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2012. № 8. С. 40–53.
2. Демура Н. А., Путивцева Н. П. Цифровизация: сущность и роль в развитии национальной экономики // Научный результат. Экономические исследования. 2021. Т. 7. № 1. С. 22–30.
3. Елтунова И. Б., Николаева Л. В., Гороховская Н. А. Обобщение опыта внедрения цифровых технологий в образовательный процесс // Современное педагогическое образование. 2021. № 1. С. 181–185.
4. Елтунова И. Б., Николаева Л. В., Гороховская Н. А. Инструменты цифровизации как средство повышения качества образования // Современное педагогическое образование. 2022. № 9. С. 86–89.
5. Зимнякова Т. С., Ларин С. В., Ларина Е. И. Особенности использования цифровых образовательных ресурсов в обучении математике и физике // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2019. Т. 48. № 2. С. 26–32.
6. Иванова Д. С., Фомина Н. А. Цифровая трансформация физико-математического образования: условия, проблемы и перспективы // Приверженность вопросам психического здоровья: сборник статей Международной научно-практической конференции / Москва, 7 ноября 2021 г. Москва: Издательство Российского университета дружбы народов, 2021. C. 60–66.
7. Исаков А. М., Исакова А. М., Кориков А. М. Формирование компетенций студентов на основе взаимодействия университета с работодателями // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2020. Т. 23. № 1. С. 76–81.
8. Кальницкая И. В., Максимочкина О. В. Модель цифровой компетенции студентов // Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 204–218.
9. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Горшкова Л. А. Цифровая трансформация высшего образования: технологии и цифровые компетенции // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2021. № 2. С. 61–69.
10. Левкин И. В., Рассказов А. В., Хусаинов Ш. Г. Некоторые аспекты организации и проведения лабораторных работ по физике для студентов-бакалавров с применением интерактивных технологий // Казанский педагогический журнал. 2018. № 5. С. 137–140.
11. Масалова Ю. А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 25 (3). С. 33–44.
12. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и её социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. № 1. С. 84–101.
13. Нефедьев Л. А., Гарнаева Л. И., Низамова Э. И. Цифровизация физического эксперимента при подготовке физиков педагогического направления // Казанский педагогический журнал. 2021. № 1. С. 140–148.
14. Потапова М. В., Кочергина Н. В., Герасимова Э. О. Основные подходы к проведению лабораторного практикума по общей физике в техническом вузе// Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). С. 146–150.
15. Тульчинский Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школы // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.
16. Цибульникова В. Е. Приоритеты образовательной политики, педагогической науки и практики в цифровую эпоху, или семь максим современной педагогики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 6–25.
17. Ципинова А. Х., Шебзухова М. А. Применение цифровых технологий при проведении лабораторного практикума по физике в системе высшего образования // Современные проблемы прикладной математики, информатики и механики: материалы III Международной научной конференции / Нальчик, 23 июня 2022 г. Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, 2022. С. 114–116.
18. Шигапова Э. Д., Низамова Э. И., Гарнаева Г. И. Использование онлайн-курсов при подготовке учителей физики // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2. C. 98–104.
19. Higgins St., Xiao Z., Katsipataki M. The Impact of Digital Technology on Learning: A Summary for the Education Endowment Foundation: Full report. Durham: Durham University, 2012. 52 p.
20. Mutiara A. Online Learning: Leading E- Learning at Higher Education // The Journal of English Literacy Education. 2020. Vol. 7. № 1. P. 47–54.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 0

Лицензия Creative Commons