Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2023 №2

Название статьи Специфика ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников в техническом вузе
Авторы Власова Е.А., Попов В.С., Шишкина С.И.
Серия Педагогика
Страницы 43 - 57
Аннотация Актуальность исследования вызвана необходимостью раскрыть специфику использования ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников, проводимых в техническом университете.Цель данной работы – обобщить и проанализировать опыт включения разработанных авторами статьи ситуационных задач в олимпиады по математике; показать связь предлагаемых для решения ситуационных задач не только с математикой, но и со знаниями, полученными в процессе изучения других школьных предметов, таких как физика, информатика; показать связь тематических заданий с профориентацией технического университета имени Н. Э. Баумана на космическую отрасль; систематизировать основные ошибки, возникающие при решении ситуационных задач; провести сравнительный анализ степени решаемости школьниками ситуационных задач с «традиционными» олимпиадными задачами; разработать алгоритм аргументированного оценивания решения каждой задачи.Методы исследования. В данном исследовании применялись общенаучные и специальные методы: диалектический, анализ и синтез, сравнение и аналогия, системный, сравнительный анализ, статистические методы.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Показана связь олимпиадных ситуационных задач по математике в техническом вузе с выявлением одарённых школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности, способных к техническому творчеству и инновационному мышлению. Составлена классификация типов ситуационных задач, включаемых в математические олимпиады для школьников с учётом специфики технического вуза. Разработан алгоритм оценивания решения каждой предлагаемой для решения задачи. Указаны значимость заданий в формировании у школьников представления о математике как фундаментальной дисциплине, важность применения методов и средств, которые позволяют решать прикладные, в том числе и профессиональные, задачи.Результаты исследования. На основе обобщения полученных результатов доказана целесообразность использования ситуационных задач в математических олимпиадах для школьников в техническом вузе. Решая ситуационные задачи, учащийся комплексно работает с информацией, поэтапно совершая интеллектуальные операции, используя при этом как предметные, так и межпредметные и метапредметные знания. Знакомство с такого рода заданиями способствует формированию у обучаемого интереса к предмету и росту мотивации по его изучению. Выявлены и проанализированы основные ошибки, возникающие при решении ситуационных задач.Выводы. Делается вывод о важности включения в математические олимпиады школьников ситуационных задач, способствующих получению профессионально значимых знаний в техническом вузе.
Ключевые слова ситуационная задача, математическая олимпиада школьников, профориентированные задания, научно-познавательные задания, междисциплинарные задания, профессиональная адаптация, сопоставительный анализ, статистические методы
Индекс УДК 378.14
DOI
Список цитируемой литературы 1. Батаева Я. Д., Лещенко Е. Ю., Мозговая М. А. Методика использования геометрических образов при решении контекстных математических задач // Проблемы современного математического образования. 2020. № 66-3. С. 15–18.
2. Виноградова М. В. Повышение уровня математических знаний с использованием контекстных задач // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 3 (28). С. 64–66.
3. Келдибекова А. О. О подходах к оценке решения задач математических олимпиад школьников // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 324–344.
4. Константинова Т. Н. Контекстные задачи как средство формирования приёмов математического моделирования у учащихся общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 30–32.
5. Крупнов А. В., Пурышева Н. С. Анализ уровня умения учащихся средней школы решать задачи с нестандартным условием (контекстные и ситуационные задачи) // Школа будущего. 2021. № 4. С. 94–107.
6. Панишева О. В., Логинов А. В. Открытая олимпиада как средство математического просвещения школьников // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2019. № 1. С. 110–118.
7. Приходько М. А., Смирнова О. Б. Ситуационные задачи как средство интеграции фундаментальных и специальных знаний// Мир науки. 2018. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN318.pdf (дата обращения: 10.01.2023).
8. Приходько М. А., Смирнова О. Б. О применении ситуационных задач в развитии логической культуры обучающихся // Актуальные вопросы математического образования: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сургут, 26 февраля – 3 марта 2018 г. / под ред. Н. В. Сухановой. Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2018. С. 128–135.
9. Рубашко И. В. Решение ситуационных задач в контексте практикоориентированного обучения на факультете профориентации и довузовской подготовки // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 74-й научной сессии сотрудников университета / Витебск, 23–24 января 2019 г. / под ред. А. Т. Щастного. Витебск: Витебский государственный медицинский университет, 2019. С. 386–388.
10. Синицкая Е. Н. Решение ситуационных задач как способ формирования компетенций // Основные направления обеспечения качества профессионального образования: материалы XXV Межрегиональной учебно-методической конференции / Архангельск, 23 апреля 2020 г. Архангельск: Северный государственный медицинский университет, 2020. С. 174–176.
11. Синицын С. А. Статистическая связь этапов решения ситуационной задачи // Оригинальные исследования (ОРИС). 2019. Т. 9. № 12. С. 24–29.
12. Синицын С. А. Информационный критерий достоверности этапа решения ситуационной задачи // Евразийский союз учёных. 2019. № 10-3 (67). С. 15–18.
13. Смирнова О. Б., Приходько М. А. О построении информационной структуры ситуационных задач на основе внутрипредметных связей для повышения эффективности обучения математике в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (144). С. 59–63.
14. Суровцева В. А. Ситуационная задача как один из современных методических ресурсов обновления содержания школьного образования // Школьная педагогика. 2016. № 4 (7). С. 48–57.
15. Чурилова Ю. Г. Решение ситуационных задач по физике как средство развития критического мышления // Молодёжь и наука XXI века. Современная физика в системе школьного и вузовского образования: материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Красноярск, 22 мая 2020 г. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2020. С. 58–60.
16. Шкерина Л. В., Берсенева О. В., Журавлева Н. А. Метапредметная олимпиада для школьников: новый подход к оцениванию метапредметных универсальных учебных действий обучающихся // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 194–211.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 3

Лицензия Creative Commons