Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2023 №2

Название статьи Формирование общепрофессиональных компетенций у студентов вузов с использованием электронного лабораторного практикума по физике
Авторы Зубова Н.В.
Серия Педагогика
Страницы 58 - 74
Аннотация Актуальность. Стремительное развитие информационных технологий обуславливает значимость процесса цифровизации системы образования в Российской Федерации. Цифровизация внедрила в образовательный процесс изучения физики инновационные возможности, способствующие визуализации изучаемых явлений природы, а также позволила исследовать с точки зрения решения экспериментальных задач. Приобретаемые навыки способствуют развитию личностных качеств обучаемых для их будущей профессиональной деятельности и, как следствие, формируют в них компетенции. Использование электронного лабораторного практикума на занятиях физики способствует развитию навыков экспериментального исследования естественнонаучных законов природы при изучении физики, которые формируют общепрофессиональные компетенции у студентов вузов.Цель исследования – разработать образовательную методику включения электронного практикума в учебный процесс по физике для формирования общепрофессиональных компетенций студентов вуза.Методы исследования. Нами были проанализированы возможности использования электронных лабораторных установок для выполнения экспериментальных исследований по физике студентами вузов. Была разработана технологическая модель организации теоретической, практической и экспериментальной частей лабораторного практикума. На основе модели описана инструкция оформления электронного лабораторного практикума в виде технологической карты. Представлен пример применения электронной лаборатории для исследования дискретности энергий атомов ртути опытами Франка и Герца, раздела квантовой физики.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна нашего исследования заключается в том, что разработана методика обучения физике, основанная на применении электронного лабораторного практикума в образовательном процессе. Выявлены соответствия между знаниевым, умениевым и владениевым компонентами компетенций и задачами образовательной деятельности, обеспечивающими успешную реализацию обучения. Практическая значимость исследования заключается в приведении примера использования электронного лабораторного практикума из атомной физики, формирующего общепрофессиональные компетенции у студентов вузов.Результаты исследования. Статистическая обработка данных педагогического эксперимента осуществлялась методом критерия Пирсона. Она позволила оценить эффективность использования электронного лабораторного практикума при обучении студентов Московского государственного университета технологии и управления имени К. Г. Разумовского. Установлено, что студенты, изучающие курс физики с применением электронных лабораторных установок, успешно усвоили систему знаний, практических умений и способов экспериментальной деятельности, формирующих общепрофессиональные компетенции.Вывод. Электронный лабораторный практикум способствует формированию профессиональных компетенций у студентов вуза.
Ключевые слова электронный практикум, лаборатория физики, естественнонаучные знания, навыки, студенты вуза, общепрофессиональные компетенции
Индекс УДК 372.853
DOI
Список цитируемой литературы 1. Аношина О. В. Виртуальный лабораторный практикум: преимущества и недостатки // Новые информационные технологии в образовании и науке. 2019. № 2. С. 46–52.
2. Гольдварг Т. Б., Петрович Э. В., Сумьянова Е. В. Методика преподавания лабораторного практикума общей физики в высшей школе // Современное педагогическое образование. 2020. № 10. С. 41–45.
3. Даммер М. Д., Никитина Т. В. Содержание и целевые ориентиры физического практикума с применением цифрового лабораторного оборудования // Учебный эксперимент в образовании. 2022. № 3 (103). С. 40–52.
4. Дорожкин Е. М., Изюрова Я. С. Роль электронной информационно-образовательной среды в системе высшего образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 2. С. 71–85.
5. Зубова Н. В. Исследовательский метод изучения физики как способ формирования общепрофессиональной компетенции у студентов вузов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2022. № 3. С. 24–30.
6. Козлов А. В. Виртуальная и дополненная реальности в высшем техническом образовании // Современное педагогическое образование. 2023. № 2. С. 111–114.
7. Ким В. С. Виртуальные эксперименты в обучении физике: монография. Уссурийск: Издательство Филиала Дальневосточного федерального университета, 2012. 184 с.
8. Машиньян А. А., Кочергина Н. В., Бирюкова О. В. Виртуальные лабораторные работы по физике в техническом вузе // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 209–224.
9. Половникова Л. Б. Виртуальный лабораторный практикум как средство формирования научно-исследовательских компетенций будущего инженера // Современные наукоёмкие технологии. 2020. № 4. Ч. 2. С. 311–316.
10. Рязанский В. П. Модифицированный критерий Пирсона в экономических исследованиях // Фундаментальные исследования. 2016. № 9–2. С. 419–423.
11. Сорокин А. А., Коваленко Р. А., Яковлева Е. А. Вопросы эффективности усвоения учебного материала при работе с программными лабораторными комплексами // Актуальные вопросы современной педагогики: XIII Международная научная конференция / Казань, 20–27 июня 2020 г. /под ред. И. Г. Ахметова. Казань: Молодой учёный, 2020.С. 63–66.
12. Фомичева Е. Е. Виртуальные лабораторные работы в дистанционном обучении физике // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 64–69.
13. Abushkin Kh. Kh., Kharitonova A. A., Khvastunov N. N. Theoretical-methodological bases of formation of logic of universal educational activities in physics lessons // Revista publicando. 2018. Vol. 5. № 17. Р. 17–24.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 4

Лицензия Creative Commons