Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2023 №2

Название статьи Преодоление трудностей в изучении русского языка у детей-инофонов младшего школьного возраста
Авторы Биба А.Г.
Серия Педагогика
Страницы 75 - 87
Аннотация Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления трудностей детейинофонов в изучении русского языка в начальной школе и в выявлении соответствующего методического обеспечения педагогов.Цель исследования состоит в том, чтобы уточнить содержание работы педагогов с учащимися-инофонами и способы его реализации для успешного изучения русского языка в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.Методы исследования. Проведён сопоставительный контент-анализ методики обучения русскому языку в начальной школе, методики обучения русскому языку как иностранному и данных теории и практики логопедии, касающихся этапов, содержания и методов речевой работы с детьми младшего школьного возраста. Проведено эмпирическое исследование обучения детей-инофонов русскому языку в начальных классах для уточнения содержания и способов соответствующей работы учителя и логопеда.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём уточнено содержание работы педагогов с учащимисяинофонами и способы его реализации для успешного изучения русского языка в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Обосновано содержание речевой работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, необходимое для успешного освоения ими предмета «Русский язык». Определены процедура отбора данного содержания и способы его реализации в процессе обучения младших школьников-инофонов с учётом нормативных требований соответствующей общеобразовательной программы. Результаты исследования могут быть использованы учителями и логопедами, работающими с учениками-инофонами в начальной школе.Результаты. Отобрано дополнительное к программе по русскому языку содержание работы с детьми-инофонами младшего школьного возраста, посильное для учащихся названной категории и необходимое для подготовки их к выполнению требований общеобразовательной программы по русскому языку. Выявлены приёмы и средства работы учителя и логопеда с учащими-инофонами, способствующие успешному освоению ими общеобразовательной программы по русскому языку.Выводы. Дополнительная речевая работа с детьми-инофонами включает: тренировку в понимании инструкций, смысловых связей в повествовательных и вопросительных предложениях; коррекцию, уточнение и расширение их словаря. Содержание данной работы отбирается с учётом языковой интерференции и результатов обследования речи, реализуется логопедом. На уроке русского языка наиболее эффективными являются: объяснительно-иллюстративный метод с элементами моделирования проблемы, приёмы ассоциаций, введение дидактического героя с подобным инофону уровнем владения языком, развёрнутые алгоритмы способов предметных действий. Достижение метапредметных результатов обучения русскому языку осуществляется за счёт формирования и развития посильных для инофонов универсальных учебных действий, к которым относятся анализ, синтез, сравнение, моделирование, извлечение конкретной информации, восприятие вопроса и его формулировка. Перечисленные умения осваиваются за счёт копирования образцов аналогичных действий.  
Ключевые слова инофон, моделирование, наглядность, общее недоразвитие речи, понимание обращённой речи, универсальные учебные действия, учебная мотивация
Индекс УДК 376.744
DOI
Список цитируемой литературы 1. Антонова А. В. Методы и приёмы работы с детьми-инофонами на уроках в начальной школе. Проблемы обучения детей инофонов в условиях общеобразовательной школы // Вестник образования, науки и техники. Серия: Образование. 2018. Т. 52. С. 4–9.
2. Бучилова И. А. Работа над орфографической грамотностью и расширением словаря у детей-мигрантов младшего школьного возраста на уроках русского языка в начальной школе // Вестник Череповецкого государственного университета. Педагогические науки. 2014. № 4. С. 124–127.
3. Воейкова М. Д. Грамматические особенности письменной речи детей-инофонов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 196. С. 18–25.
4. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Санкт-Петербург: Лань, 2003. 320 с.
5. Горелов И. Н. Избранные труды по психолингвистике. Москва: Лабиринт, 2003. 320 с.
6. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. Москва: Аркти, 2005. 221 с.
7. Лурия А. Р. Язык и сознание. Москва: Книга по требованию, 2017. 320 с.
8. Малярчук Н. Н., Кругова Л. В. Пути преодоления сложностей адаптации детей-мигрантов к российской школьной действительности // Концепт. 2015. № 37. С. 131–135.
9. Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. Москва: Русский язык, 1990. 267 с.
10. Суровцева Е. И. Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в школе // Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 184–188.
11. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. Москва: Интор, 1998. 110 с.
12. Юздова Л. П., Лукиных Н. В. Обучение инофонов и билингвов русскому языку в начальной школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарного педагогического университета. 2018. № 8. С. 34–40.
13. Immigrant Children // The future of children. 2011.Vol. 21. № 1. 270 p.
14. Kamalova L. A., Zakirova V. G. Developing the methodology for effective teaching of the Russian language to migrant Muslim children // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13. № 12. P. 7813–7821.
15. Khayrutdinov R. R., Fayzullina A. R., Saglam F. A. The role of the educational environment in the adaptation of children from migrant families // Man in India. 2017. Vol. 97. № 8. Р. 161–169.
16. Kurbanova D. X. Modern approach to teaching Russian as a foreign language // Science and Education. 2021. Vol. 2. № 10. P. 613–618.
17. Zhu М. The education problems of migrant children in Shanghai // Сhild Welfare. 2001. Vol. 80. № 5. Р. 563–569.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 1

Лицензия Creative Commons